Полвека назад этот мотоцикл киевского завода КМЗ должен был стать этапным для всего отечественного мотопрома. "Днепр-1" был известен историкам техники, но никто не думал, что он сохранился в металле до наших дней.
Об опытном образце уникального мотоцикла МТ-8 "Днепр-1", который неожиданно был представлен общественности в Киеве, читайте в материале РБК-Украина.
На Юбилейной выставке к 80-летию КМЗ, которая проходит сейчас на ВДНХ в Киеве, неожиданно был представлен мотоцикл "Днепр-1" образца 1966 года. Этот байк был первой попыткой Киевского мотозавода создать собственную модель.
В конструкторском бюро завода спроектирован современный тяжелый байк с уникальным дизайном и улучшенными характеристиками. Это было что-то действительно революционное, ведь по состоянию на середину 1960-х КМЗ все еще выпускал архаичные мотоциклы, которые в техническом плане повторяли довоенные модели.
До серийного производства новинка так и не дошла, но несколько созданных для нее новых узлов перешли на более поздние серийные модели КМЗ.
В 1966 году Киевский мотоциклетный завод, известный своими тяжелыми мотоциклами с коляской и с мотором-оппозитником, приступил к разработке новой модели. Она должна была заменить устаревший К-750, очень популярный у населения, а также распространенный в армии, органах правопорядка и других государственных структурах.
Новая модель получила заводской код МТ-8 и товарное наименование "Днепр-1". Она стала первым мотоциклом с этим именем, которое позже стало культовым для украинской мототехники.
"Днепр-1" отличался от своих предшественников рядом нововведений:
Революционный дизайн. Мотоцикл приобрел более современные формы, отличающиеся от типичных советских моделей того времени.
Больше комфорта. Благодаря ветровым щиткам новый мотоцикл стал более обтекаемым и комфортабельным для водителя, да и визуально воспринимался более динамичным.
Новый боковой прицеп. Коляска нового дизайна получила откидную переднюю часть, в ее багажнике поместили запасное колесо.
Оппозитный двигатель. Как и другие модели КМЗ, "Днепр-1" был оснащен двухцилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения объемом 650 см³, мощностью 32-34 л.с. и крутящим моментом 48 Нм.
Трансмиссия. У перспективного мотоцикла был полуавтоматический привод сцепления и 4-ступенчатая коробка передач, которая также имела и заднюю передачу.
Гидравлические тормоза. Заднее колесо мотоцикла и колесо коляски тормозилось с помощью гидропривода. Это было передовое решение для того периода.
Улучшенная управляемость. Благодаря измененной раме и новой подвеске колес мотоцикл должен был стать более устойчивым и комфортным в управлении.
Несмотря на перспективность, "Днепр-1" так и не был запущен в массовое производство. Если коротко, можно сказать, что для новой модели не нашлось инвестиций.
А если копнуть глубже, причины были типичные для тогдашней экономики:
В результате "Днепр-1" был выпущен только небольшой опытной серией из 12 экземпляров. До недавнего времени считалось, что ни один из них не дожил до наших дней и байк остался лишь на архивных фотографиях.
Но неожиданно на упомянутой выше выставке поклонники истории завода КМЗ показали прекрасно сохранившийся экземпляр - единственный известный на сегодняшний день.
Хотя "Днепр-1" не стал серийным, он положил начало целой линейке мотоциклов "Днепр", в частности, массовым моделям МТ-9, МТ-10 и МТ-11, последние из которых выпускались вплоть до начала 2000-х годов. Эти мотоциклы, некогда востребованные по всей стране, в наше время ценятся коллекционерами и любителями ретро-техники.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали сенсационную модель завода КМЗ - мощный байк МТ "Днепр Динамит", недавно показанный на киевской выставке..
Также в отдельной статье мы рассказывали об эскортных мотоциклах "Днепр" и другой элите мотоциклетного мира.
При подготовке статьи были использованы материалы КМЗ и Zvuk Zaliza.