ua en ru

"Запорожец Спорт": как выглядел стильный ЗАЗик, который мог стать хитом 60-х

"Запорожец Спорт": как выглядел стильный ЗАЗик, который мог стать хитом 60-х Фото: были времена, когда каждая массовая модель имела версию с кузовом купе (gettyimages.com)

В середине XX века в Европе - бум народных спорткаров. У Volkswagen - Karmann-Ghia, у Renault - Florida, у Fiat - купе и родстеры к каждой модели. Наш "Запорожец" такой версии не имел, и группа товарищей вмешалась в ситуацию...

О "Запорожце" в кузове купе и самоделках, которые стали легендами, читайте в материале РБК-Украина.

Купе по-взрослому

Маленький "горбатый" ЗАЗ-965, который часто становился объектом шуток, одновременно вдохновлял талантливых энтузиастов. Пока завод в Запорожье выпускал серийные бюджетные седаны, мастера-любители создавали на их основе уникальные купе - настоящие произведения технического искусства.

Одним из самых ярких примеров такого подхода стал "Спорт-900" - заднеприводное купе, которое впоследствии получило также название КД. Его основой стал ЗАЗ-965, а сама машина родилась в 1963 году. За десятилетия вокруг нее возникло столько легенд, что даже опытным автоисторикам трудно разобраться в ее происхождении.

"Запорожец Спорт": как выглядел стильный ЗАЗик, который мог стать хитом 60-хФото: купе на базе "горбатого" "Запорожца" получилось стильным и в духе тенденций 1960-х (из открытых источников)

Откуда взялся "Спорт-900"

В те времена создание самодельных авто было довольно распространенным явлением. "Спорт-900" - лишь один из сотен примеров нестандартного подхода к автомобилестроению. Его создали люди, которые хотели иметь купе - спортивный тип кузова, который не производился ни одним советским заводом.

Кто стоял за проектом

Команда состояла из шести специалистов, среди них были инженеры и профессиональные автомобильные дизайнеры. При этом некоторые источники ошибочно утверждают, что "Спорт-900" планировали как прототип для серийного производства. Это был частный проект, хоть и при поддержке государственных предприятий. В частности, название КД - это инициалы директора одного из заводов, в опытном цехе которого была собрана серия из шести машин (период с 1963 по 1969 год).

Каждый автомобиль имел свои особенности: количество фар (две или четыре), варианты задних фонарей, форма заднего стекла, отделка салона. Некоторые модели имели широкую заднюю стойку крыши - вероятно, это более поздние версии. Главным дизайнером проекта был Эдуард Молчанов.

"Запорожец Спорт": как выглядел стильный ЗАЗик, который мог стать хитом 60-хФото: "Спорт-900" КД был частным проектом, но конструкция поражает продуманностью (из открытых источников)

Техническое совершенство

Эти машины отличались не только внешним видом, но и продуманной конструкцией. Основа - рама из труб диаметром 70 мм, дополненная пространственной структурой из труб 30 мм. Подобную схему использовали даже в серийных спорткарах того времени, таких как Chevrolet Corvette.

Несмотря на сложность конструкции, купе весило всего 500 кг - на 160 кг меньше базового ЗАЗ-965. При длине 3,7 м и пассажирской формуле 2+2, "Спорт-900" разгонялся до 120 км/ч, имея всего 23-27 лошадиных сил.

Кузов состоял из примерно 30 стеклопластиковых деталей, что облегчало ремонт и позволяло частично механизировать производство. Для сравнения, у Corvette 1953 года было 46 таких элементов.

"Запорожец Спорт": как выглядел стильный ЗАЗик, который мог стать хитом 60-хФото: один из шести экземпляров "Запорожца" в кузове купе недавно "всплыл" в Украине (Игорь Широкун, РБК-Украина)

Наследие

Хотя "Запорожец"-купе так и не стал серийным, большинство экземпляров "Спорт-900" сохранились по сей день - благодаря не поддающемуся коррозии стеклопластику. Они нуждаются в реставрации, но находятся в руках энтузиастов, музеях и частных коллекциях. Одновременно несколько машин буквально сейчас проходят реставрацию. Этой осенью выяснилось, что одна из шести машина в свое время попала в Украину, в сентябре она была показана на фестивале Old Car Land в Киеве - она тоже в процессе восстановления.

Словом, можем сказать, что "Запорожец" может гордиться тем, что таки имел собственную купе-версию - уникальную, самобытную и технически совершенную.