Многие известные автопроизводители имеют в своих каталогах продукцию, далекую от автотематики. Почему гиганты автопрома занимались - и занимаются! - швейными машинками, колбасками и столовыми приборами - и что с того имели автомобилисты?
О пользе потребителям от непривычных продуктов автомобильных брендов читайте в материале РБК-Украина.
В середине 1950-х годов Кременчугский автозавод (КрАЗ), который впоследствии стал одним из крупнейших производителей грузовиков в мире, специализировался на кукурузоуборочных комбайнах КУ-2А. Эти машины поставлялись в украинские колхозы и хозяйства других советских республик, а также экспортировались за границу, в частности в Германию. Всего было произведено более 14 тысяч таких комбайнов.
А когда завод переориентировался на грузовики, ежегодно с его конвейера сходило до 30 тысяч машин КрАЗ. Интересно, что до комбайнов завод выпускал... металлические мосты для рек.
До того как стать автопроизводителем, Adam Opel основал компанию (в 1862 г.), которая производила швейные машинки. Впоследствии фирма переключилась на велосипеды, а уже в XX веке - на автомобили.
Собственно, ничего удивительного - и машинки, и велосипеды в то время были технически сложными изделиями. И именно на них Opel оттачивал свои будущие высокие автомобильные технологии - благодаря им нынешние "Опели" являются такими совершенными, какими мы их видим теперь.
Удивительно, но в 2024 году у автомобилей концерна Volkswagen самым мощным внутренним конкурентом были ... мясные изделия. Самым продаваемым продуктом Volkswagen стала не машина, а карривурст - традиционная немецкая колбаска. Компания производит ее на собственном заводе в Вольфсбурге, и она имеет даже собственный номер детали в каталоге запчастей.
Трудно сказать, как колбаски влияют на качество "Гольфов" и "Пассатов", но точно, что "мясные" прибыли помогают концерну пережить непростые времена.
Еще до автомобилей Peugeot производила кофемолки, велосипеды, пилы и другие бытовые товары. Их кофемолки до сих пор считаются коллекционными предметами, а перечницы с маркировкой Peugeot наши журналисты не раз видели на столиках в европейских ресторанах.
Первой технически сложной конструкцией марки Toyota были ткацкие станки, причем автоматические - они сами останавливались при обрыве нити.
Со временем основатели увидели на рынке технически сложных изделий еще одну рыночную нишу - автомобили. И чтобы получить капитал на открытие автомобильного производства, владелец бизнеса Сакити Тойода продал лицензию на этот самый автоматический ткацкий станок.
Причем масштабный подход сработал и здесь: автомобили проектировались такими, чтобы продаваться на рынках богатых развитых стран. Начали с Америки, получилось не сразу, но сегодня о качестве автомобилей Toyota рассказывать не требуется.
Между прочим, нынешняя эмблема Toyota - случайно или нет - напоминает собой несколько переплетенных нитей.
К началу Первой мировой войны французская компания Renault уже массово тиражировала легковые автомобили. Конечно, война обвалила продажи, компания начала искать новую востребованную продукцию... И чтобы "не сбивать руку", перешла на боевые машины.
Так инженеры Renault под руководством самого Луи Рено заложили основу для будущего развития танковой техники в мире. Пехотный танк Renault FT стал первым образцом классической конструкции танка: управление спереди, боевое отделение - в центре, а двигатель - в задней части корпуса. Новаторский танк весил 6,5 тонны, имел бензиновый двигатель в 39 л.с. и скорость до 20 км/ч. Кроме Франции, модель производили по лицензии также в США, России и Италии.
Компания Mazda в 1920 г. начинала как производитель изделий из пробки - от пробок до изоляционных материалов. Но через пять лет кардинально изменила направление деятельности: начала выпуск мотоциклов, а к 1930-му - трехколесных (!) грузовиков, которые в то время пользовались популярностью в Японии.
Интересно, что эти транспортные средства экспортировали даже в Китай. Именно в этот период появился бренд Mazda. А первый четырехколесный автомобиль компания представила в 1960 году. Как и многие японские машины того времени, он больше напоминал мотоцикл с крышей - но уже через год в производство пошли более-менее нормальные пикап и седан Carol.
Почему автопроизводители занимались неавтомобильной продукцией? Исторические обстоятельства, экономические кризисы, войны, эволюция бизнеса - собственно, ничего удивительного. Ведь на рынке выживает сильнейший, и именно такие компании мы видим среди нынешних автомобильных производителей.
Поэтому их история - пример гибкости, изобретательности и способности адаптироваться. Швейная машинка Opel, колбаска Volkswagen или кофемолка Peugeot - все это часть большого наследия брендов, которые мы знаем и любим.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали, когда лучше покупать машину и как успех в этом деле зависит от сезона скидок и слухов.
Также в отдельной статье мы рассказывали, где лучше покупать подержанный автомобиль и от чего это зависит.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre, Autobild и L'Automobille.