Очень часто водитель даже не догадывается о том, что с давлением в шинах у него что-то неладно. И расплата за это бывает очень жесткой - особенно зимой. Чего остерегаться и как избежать тяжелых последствий?
О том, что делать с шинами, чтобы они не ухудшали управляемость машины на зимних поверхностях, читайте в материале РБК-Украина.
Каждая модель шины рассчитана на определенное оптимальное давление. С ним она должна обеспечивать все обещанные характеристики:
Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что от уровня давления зависит, насколько правильно протектор прилегает к поверхности дороги и насколько правильно его шашки и ламели цепляются за асфальт, грунт, снег и лед.
А еще давление в шине определяет сопротивление, которое колесо оказывает качению машины. И в случае с зимними дорогами это тоже очень важная характеристика.
Недокачанные шины - одна из самых нежелательных проблем, ведь последствия касаются и самих шин, и автомобиля в целом. Итак, шина с недостаточным давлением:
Два последних обстоятельства в зимних условиях - наиболее важные. Движение на мягких колесах приводит к ухудшению управляемости, особенно в поворотах, и особенно - на скользкой поверхности, на гололедице.
Перекачанная шина становится жесткой и опирается на дорогу лишь центральной частью протектора. Это уменьшает эффективность зимних ламелей и шашек, которые должны вгрызаться в лед и снег и продавливать микрослой воды, который служит нежелательной смазкой для шины.
Напомним, что некоторые водители зимой намеренно снижают давление, чтобы увеличить площадь контакта с дорогой. Идея имеет смысл, но только на глубоком рыхлом снегу, когда нештатная деформация протектора не будет давать о себе знать.
При движении по мягкой поверхности частично спущенное колесо будет иметь большее пятно контакта с поверхностью - и меньше проваливаться в нее. Но такой прием можно применять только на ограниченном расстоянии - несколько десятков метров.
И конечно же, главное условие при этом - давление должно быть снижено синхронно в каждом из четырех колес, чтобы автомобиль сохранил адекватную управляемость.
Производители шин всегда указывают рекомендуемые значения давления для конкретной модели авто и для разных степеней загрузки машины.
Зимой стоит проверять давление чаще, ведь на холоде резина частично теряет эластичность и малейший изъян - например, трещина вентиля или износ клапана - могут привести к опасному снижению давления.
От холода воздух сжимается, и показатели могут дополнительно снижаться. Но критического падения не бывает, обычно имеет место пропорция 0,1 атм на каждые 10 градусов. То есть в условиях украинской зимы снижение может быть только в пределах погрешности манометра на 0,1-0,2 атмосферы.
Самый безопасный вариант - когда зимой у автомобиля разное давление в колесах левого и правого борта. Это значит, что на каждом скользком участке дороги машину будет разворачивать и тянуть в занос.
И на самом деле контроль давления в шинах - одно из условий того, что в холода авто будет оставаться контролируемым и предсказуемым для водителя. Следует придерживаться значений, рекомендованных производителем.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали, какие зимние шины лучше для украинских дорог - широкие или узкие.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались, почему пешеход не всегда прав и выясняли, как водителю защитить свои права в неоднозначных ситуациях с участием пешеходов.
При подготовке статьи были использованы материалы Nokian Tyres, Autobild и Rosava.