ua en ru

Перекачанные или недокачанные шины: какой вариант опаснее зимой

Перекачанные или недокачанные шины: какой вариант опаснее зимой Фото: состояние и качество шин особенно важны на зимних дорогах (nokiantyres.com)

Очень часто водитель даже не догадывается о том, что с давлением в шинах у него что-то неладно. И расплата за это бывает очень жесткой - особенно зимой. Чего остерегаться и как избежать тяжелых последствий?

О том, что делать с шинами, чтобы они не ухудшали управляемость машины на зимних поверхностях, читайте в материале РБК-Украина.

Критически важен зимой

Каждая модель шины рассчитана на определенное оптимальное давление. С ним она должна обеспечивать все обещанные характеристики:

  • Управляемость и торможение на сухой дороге;
  • Управляемость и торможение на мокрой дороге;
  • Расход горючего;
  • Комфорт - плавность хода и шумы в салоне;
  • Ресурс шины.

Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что от уровня давления зависит, насколько правильно протектор прилегает к поверхности дороги и насколько правильно его шашки и ламели цепляются за асфальт, грунт, снег и лед.

А еще давление в шине определяет сопротивление, которое колесо оказывает качению машины. И в случае с зимними дорогами это тоже очень важная характеристика.

Недокачанные шины: скрытая угроза

Недокачанные шины - одна из самых нежелательных проблем, ведь последствия касаются и самих шин, и автомобиля в целом. Итак, шина с недостаточным давлением:

  • перегревается. В конце концов это может привести к отслоению каркаса и деформации покрышки;
  • подвергается ускоренному и неравномерному износу протектора;
  • имеет нештатное (ухудшенное) сцепление с дорогой;
  • имеет повышенное сопротивление качению.

Два последних обстоятельства в зимних условиях - наиболее важные. Движение на мягких колесах приводит к ухудшению управляемости, особенно в поворотах, и особенно - на скользкой поверхности, на гололедице.

Перекачанные шины: еще одна опасность

Перекачанная шина становится жесткой и опирается на дорогу лишь центральной частью протектора. Это уменьшает эффективность зимних ламелей и шашек, которые должны вгрызаться в лед и снег и продавливать микрослой воды, который служит нежелательной смазкой для шины.

  • Из-за меньшей площади контакта с дорогой протектор работает не так, как задумано конструкторами;
  • Ухудшается сцепление с дорогой на скользких поверхностях, особенно на льду и утрамбованном снегу;
  • Тормозной путь увеличивается, в поворотах машина хуже слушается руля и проявляет склонность к заносам.

Когда есть смысл спустить давление

Напомним, что некоторые водители зимой намеренно снижают давление, чтобы увеличить площадь контакта с дорогой. Идея имеет смысл, но только на глубоком рыхлом снегу, когда нештатная деформация протектора не будет давать о себе знать.

При движении по мягкой поверхности частично спущенное колесо будет иметь большее пятно контакта с поверхностью - и меньше проваливаться в нее. Но такой прием можно применять только на ограниченном расстоянии - несколько десятков метров.

И конечно же, главное условие при этом - давление должно быть снижено синхронно в каждом из четырех колес, чтобы автомобиль сохранил адекватную управляемость.

Какое давление держать в шинах зимой

Производители шин всегда указывают рекомендуемые значения давления для конкретной модели авто и для разных степеней загрузки машины.

Зимой стоит проверять давление чаще, ведь на холоде резина частично теряет эластичность и малейший изъян - например, трещина вентиля или износ клапана - могут привести к опасному снижению давления.

От холода воздух сжимается, и показатели могут дополнительно снижаться. Но критического падения не бывает, обычно имеет место пропорция 0,1 атм на каждые 10 градусов. То есть в условиях украинской зимы снижение может быть только в пределах погрешности манометра на 0,1-0,2 атмосферы.

Самое главное

Самый безопасный вариант - когда зимой у автомобиля разное давление в колесах левого и правого борта. Это значит, что на каждом скользком участке дороги машину будет разворачивать и тянуть в занос.

И на самом деле контроль давления в шинах - одно из условий того, что в холода авто будет оставаться контролируемым и предсказуемым для водителя. Следует придерживаться значений, рекомендованных производителем.