Пятое колесо для автомобиля: сегодня на него молились бы водители, но почему оно исчезло
Фото: пользоваться запаской в наше время приходится нечасто, но без нее ситуация тупиковая (freepik.com)
Количество колес у автомобиля - величина не постоянная. На разных моделях и в разных классах она варьируется от трех до десяти, но в легковом сегменте в последнее время колес четыре. Водители считают, что этого мало.
О том, сколько колес на самом деле нужно легковушке и где водителю взять недостающее, читайте в материале РБК-Украина.
Сколько колес у автомобиля
Практически все современные легковые авто опираются на дорогу четырьмя колесами. И этого вполне достаточно для безопасного передвижения в типичных условиях эксплуатации.
Но большинству активных автовладельцев не хватает пятого колеса - запасного. От которого европейские производители все чаще отказываются в пользу свободного багажника.
Это делается с благими намерениями, но с другой стороны, водители одновременно получают целую кучу рисков и хлопот.
Почему выпускают авто без запаски
Во многих случаях автомобиль без запаски таки имеет комплектацию с ней, но только для рынков отдельных стран. В их число часто попадает Украина, но это касается официальной дилерской сети.
При этом те экземпляры модели, которые завезены в страну в подержанном виде из Европы, имеют европейскую комплектацию - то есть без запаски. Для чего автопроизводители поступают так? Есть несколько причин.
- Уменьшение веса автомобиля. Запасное колесо - вместе с домкратом и ключом-балонником - добавляет машине порядка десятков килограммов массы. Отказ от этого набора снижает общую массу авто, что положительно влияет на расход топлива и экологические показатели.
- Экономия средств Производство и комплектация автомобиля запасным колесом - это дополнительные расходы. Отказ от него уменьшает себестоимость и позволяет производителям предлагать более конкурентные цены. Или больше зарабатывать на каждой машине.
- Увеличение объема багажника. Место, где традиционно хранилась запаска, в таких машинах используется для расширения багажника. Это особенно важно для компактных моделей.
Точнее, обычно в этой нише устраивают хранилище для мелких вещей, или, как вариант, монтируют низкочастотный громкоговоритель - сабвуфер аудиосистемы.
Фото: временное колесо-докатка - компромисс для машин, не укомплектованных запаской (freepik.com)
Как ездить без запаски
Конечно, насколько бы надежными ни были современные шины и насколько гладкими - европейские дороги, рано или поздно шина потеряет давление. На такой случай автопроизводители предусматривают несколько вариантов действий:
- Шины RunFlat. Это специальные покрышки, которые позволяют продолжать движение после прокола - обычно на расстояние до 80 км при ограниченной скорости. Они позволяют добраться до сервиса без немедленной замены колеса. Недостаток: высокая цена и низкий комфорт езды из-за жестких бортов.
- Ремонтный набор с герметиком и компрессором. Такой комплект позволяет временно закрыть прокол и накачать колесо. Это дешевле и занимает меньше места. На самом деле временный ремонт часто остается пожизненно. Недостаток: такой ремкомплект эффективен лишь при небольших повреждениях, он не поможет при серьезных разрывах.
- "Докатка" (временное запасное колесо). Некоторые модели еще комплектуются облегченной запаской, которая предназначена только для коротких поездок в сервис. Такая "таблетка" имеет меньший диаметр и меньшую толщину, следовательно, она занимает меньше места и меньше нагружает машину. Недостаток: ограниченная скорость движения с докаткой.
Низкая надежность альтернатив
Сказать честно, иногда без запаски можно ездить так же успешно, как и с запаской. Но рано или поздно шина может подвести, ведь украинские дороги далеки от идеала. И тогда водитель узнает, что отсутствие запаски имеет целый перечень рисков.
Герметик может не сработать на больших повреждениях, а именно такие неприятности часто случаются с колесами на наших неровных дорогах.
Следовательно, водитель с ремкомплектом вместо запаски, но с большой пробоиной в шине вынужден обращаться на СТО. А это может быть проблемой в отдаленных районах. В свою очередь, RunFlat-шины - неплохой вариант. Но они стоят дорого и ими не комплектуют машины массовых моделей.
На этом фоне докатка кажется надежным вариантом, но и она лишена чего-то важного - она не освобождает полностью место в багажнике.
Самое главное
Отказ от запаски - это компромисс между удобством и экономией для производителей и набор потенциальных рисков для водителей.
К счастью, в случае с большинством моделей автовладельцы имеют возможность решить вопрос радикально: положить в багажник настоящее запасное колесо. Как минимум, в те дни, когда предполагается дальний маршрут или поездка в отдаленный регион.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали, что такое складная запаска и стоит ли искать ее для своего авто.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались, как быстро и безопасно поменять колесо на запаску, и изучали несколько шагов к успеху в этом деле.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre и Autobild.