Машина-конструктор: почему модульные авто становятся главным трендом для водителей

Презентуя новые модели, автопроизводители часто гордятся тем, что новинка построена на определенной модульной платформе. Звучит так, словно это какое-то преимущество для водителя - а что это значит на самом деле?
О том, какие преимущества несет потребителю модульная конструкция семейного автомобиля, читайте в материале РБК-Украина.
Что такое автомобильная платформа
Идея создавать разные автомобили с одинаковой технической базой была реализована в США после Второй мировой войны. Тогда появилось много брендов, которые выпускали почти идентичные модели - отличались они логотипами на решетке радиатора и несколькими деталями отделки: Chrysler, Plymouth, Dodge, Oldsmobile, Pontiac, Chevrolet...
Более того, благодаря рамной конструкции тогдашних машин производители могли легко менять внешний вид авто, не трогая техническую часть. Все агрегаты крепились к прочной раме, а сверху просто "одевался" кузов. Даже изменить длину машины было просто - передвинул задний мост, и вот уже перед тобой не народный Ford, а премиальный Lincoln.
С переходом к несущим кузовам инженерам стало сложнее, но именно тогда возникло понятие платформы - общей технической основы для разных моделей. Теперь вместо рамы - силовой каркас кузова, к которому крепятся все основные узлы. Такая платформа не существует отдельно от кузова, но на чертежах ее можно представить как базу, на которую "одеваются" разные кузова - иногда совсем не похожие между собой.
Фото: модульные платформы позволяют обмениваться агрегатами и целыми фрагментами кузовов между разными марками и моделями (unsplash.com)
Одна конструкция - много автомобилей
Вот яркий пример из недалекого прошлого - некоторые из этих авто еще можно встретить даже в Украине:
- немецкий Opel Ascona C (1981-1988);
- японская Isuzu Aska;
- американские Chevrolet Cavalier, Cadillac Cimarron, Buick Skyhawk, Pontiac Sunbird;
- британский Vauxhall Cavalier;
- австралийский Holden JJ Camira;
- мексиканский Chevrolet Monza;
- корейский Daewoo Espero.
Что это за перечень автомобилей? Фактически это одна машина, ведь все они базируются на одной платформе J-body, созданной General Motors в 1980 году.
Это позволило компании выпускать авто разных классов и для разных рынков, не тратя ресурсы на новую техническую разработку. От простого Opel до роскошного Cadillac - разница лишь во внешнем виде.
Этот подход быстро переняли другие мировые производители. Сегодня почти все автомобили создаются по платформенному принципу. Более того, даже конкуренты объединяются для совместного использования платформ: Peugeot, Citroën и Opel, Renault, Nissan и Samsung, Mazda и Ford - далеко не все примеры таких альянсов.
Универсальность и экономия
Один из современных примеров - платформа B0 от Renault. На ее основе создано множество моделей, популярных и в Украине: Renault Logan, Renault Duster, Sandero, Sandero Stepway, Dacia Dokker, Dacia Lodgy... Среди них - седаны, хэтчбеки, универсалы, кроссоверы, минивэны, фургоны.
Возможность совершенствования, модернизации и "одевания" платформы в кузова разных типов и классов закладывается конструкторами еще на этапе проектирования шасси.
Например, новая платформа MEB от концерна Volkswagen Group, которая в этом году заменила почти легендарную MQB, позволяет создавать на ее основе даже электромобили - причем с приводом на любую ось.
Самое главное
А что с этого нам, водителям, пользователям и владельцам? Если честно - почти ничего. Платформенный подход выгоден производителям - он позволяет экономить на разработке и на последующем запуске новинок в серию.
Но это не значит, что "платформенные" машины стали дешевле для нас, потребителей - их цену определяет рынок, а не способ производства. Тем не менее, вариантов у покупателя нет, ибо указанный подход становится все более глобальным - и хорошо, что хоть значимых недостатков он нам не несет.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали, что делать, если отказали тормоза на дороге и по пунктам разбирались с инструкциями от автоэкспертов.
Также в отдельной статье мы рассказывали, как сделать свет фар ярче, опираясь на лайфхаки от бывалых водителей.
При подготовке статьи были использованы материалы L`Automobile, Autocar и Motor1.