ua en ru

Не копия Fiat. Как создавали первый "Запорожец": факты и архивные данные

Не копия Fiat. Как создавали первый "Запорожец": факты и архивные данные Фото: ЗАЗ-965 "Запорожец" на момент своего появления был современным авто (Игорь Широкун, РБК-Украина)

Стойкое убеждение диванных экспертов в том, что "Запорожец" был скопирован с итальянского одноклассника, разбивается об элементарное сравнение машин. Реабилитируем "горбатого" - он, кстати, на днях празднует 65-летие.

О шести отличиях и трех "сходствах" ЗАЗ-965 и Fiat-600 читайте в материале РБК-Украина.

Как родился "Запорожец"

Получив задание создать доступный и прочный (нетипичное сочетание!) автомобиль, инженеры долго обдумывали, какой должна быть его концепция.

Насколько будущий "Запорожец" может быть малым, насколько дешевым? А вместительность, запас мощности, проходимость? Было закуплено более десятка европейских малолитражек и микролитражек - изучали, тестировали, сравнивали.

В отечественных условиях испытывали все, что могло понравиться потребителям, от мотоколясок (по советской классификации - "инвалидок") марки BMW до полноразмерного Volkswagen Kafer. Но в итоге сделали полностью свое авто - ни одна из иномарок не подошла к отечественному климату, дорогам и сети СТО.

На кого похож "Запорожец"

Несмотря на распространенные убеждения некоторых "знатоков", ЗАЗ-965 не является копией ни одного зарубежного автомобиля. Конечно, он имеет ряд технических решений, характерных для той эпохи - в частности, единый блок двигателя, коробки передач и главной передачи, торсионную переднюю подвеску и заднемоторную компоновку.

Подобные элементы можно найти во многих моделях того времени, ведь абсолютно уникальных машин не существует. (Живая иллюстрация - нынешние компактные автомобили. Абсолютное большинство которых имеет передний привод с поперечно расположенным двигателем, подвеску Mc-Pherson спереди и торсионную балку сзади, клиновидный профиль передка и тип кузова хэтчбек.)

Единственное, что в ЗАЗ-965 действительно схоже с иностранным аналогом - это передняя часть кузова, подобная компактному Fiat 600. Но давайте рассмотрим все в деталях.

Не копия Fiat. Как создавали первый "Запорожец": факты и архивные данныеФото: копировать иномарку при создании "Запорожца" смысла не было - достойных прототипов в Европе не нашли (Игорь Широкун, РБК-Украина)

Если сравнить ЗАЗ и Fiat

Автомобильные журналисты РБК-Украина не раз имели возможность предметно сравнить ЗАЗ-965 "Запорожец" и его одноклассника, культового для нескольких стран Европы автомобильчика Fiat 600 образца 1955 г. Именно его диванные эксперты называют прототипом "горбатого". Если коротко, результаты сравнения таковы:

Что общего у "Запорожца" и Fiat

  • Технологическое членение кузова на крупные детали: сплошное днище и сплошные боковые панели. Силовая схема кузова похожа, но отличается сзади и спереди;
  • Решение схемы трансмиссии - коробка передач, совмещенная с главной передачей. Впервые такая появилась не на Fiat, а еще на довоенных прототипах, в частности на Volkswagen Kafer 1938 года;
  • Дизайн передней части кузова.

Что отличного у ЗАЗ и Fiat

  • Тип кузова. ЗАЗ - седан, Fiat - фастбэк. То есть у "нашего" корма с выступающим капотом, у "итальянца" - падает вниз одной линией.
  • Размеры. Наш "земляк" на 12 см длиннее, на 1,5 см шире и на 4 см выше;
  • Дизайн боковин. У "Фиатика" борта с архаичными выпуклыми выштамповками - рудиментами старомодных крыльев, у "ЗАЗика" - по-современному гладкий борт;
  • Передняя подвеска. Принципиальная разница: у Fiat - старомодная поперечная рессора (одна!), у "Запорожца" - два торсиона и две пары продольных рычагов;
  • Диаметр колес. У "итальянца" - маленькие 12-дюймовые, у "Запорожца" - более крупные 13-е. Разница в дюйм на деле очень важна;
  • Двигатели. У "нашего" - V-образный с воздушным охлаждением, у "итальянца" - рядный водяного охлаждения, с радиатором, пристроенным в правом крыле;
  • Схема размещении двигателя. У ЗАЗа он подвешен под задним окном, а у Fiat опирается на усиленный задний брус;
  • Салон. "Запорожец" самый просторный в своем классе автомобиль, его салон в длину (1840 мм) и ширину (1 300 мм) больше не только "шестисотки", но и всех европейских одноклассников, с которыми его сравнили испытатели при создании.

Самое главное

Спорить о том, скопирован "ЗАЗик" или нет, нет смысла - машины похожи только очертаниями передка. Но, к сожалению, ни один из диванных экспертов не заметил другой, действительно уникальной черты "Запорожца".

Элементарных инженерных знаний достаточно, чтобы заметить: в бюджетном "ЗАЗике" не прослеживается ни одного бюджетного технического решения. Все узлы и агрегаты выполнены, как у "взрослых" автомобилей - и с точки зрения материалов, и с точки зрения конструкции. Но это уже тема другого разговора.