ua en ru

Их было всего 12: в Киеве нашли редкий байк 1960-х годов

Их было всего 12: в Киеве нашли редкий байк 1960-х годов Фото: уникальный мотоцикл КМЗ "Днепр-1" показали в Киеве (Константин Широкун, РБК-Украина)

Полвека назад этот мотоцикл киевского завода КМЗ должен был стать этапным для всего отечественного мотопрома. "Днепр-1" был известен историкам техники, но никто не думал, что он сохранился в металле до наших дней.

Об опытном образце уникального мотоцикла МТ-8 "Днепр-1", который неожиданно был представлен общественности в Киеве, читайте в материале РБК-Украина.

Исторический контекст МТ-8

На Юбилейной выставке к 80-летию КМЗ, которая проходит сейчас на ВДНХ в Киеве, неожиданно был представлен мотоцикл "Днепр-1" образца 1966 года. Этот байк был первой попыткой Киевского мотозавода создать собственную модель.

В конструкторском бюро завода спроектирован современный тяжелый байк с уникальным дизайном и улучшенными характеристиками. Это было что-то действительно революционное, ведь по состоянию на середину 1960-х КМЗ все еще выпускал архаичные мотоциклы, которые в техническом плане повторяли довоенные модели.

До серийного производства новинка так и не дошла, но несколько созданных для нее новых узлов перешли на более поздние серийные модели КМЗ.

Их было всего 12: в Киеве нашли редкий байк 1960-х годовФото: у перспективной модели КМЗ "Днепр-1" передовым был не только дизайн (Константин Широкун, РБК-Украина)

Особенности конструкции

В 1966 году Киевский мотоциклетный завод, известный своими тяжелыми мотоциклами с коляской и с мотором-оппозитником, приступил к разработке новой модели. Она должна была заменить устаревший К-750, очень популярный у населения, а также распространенный в армии, органах правопорядка и других государственных структурах.

Новая модель получила заводской код МТ-8 и товарное наименование "Днепр-1". Она стала первым мотоциклом с этим именем, которое позже стало культовым для украинской мототехники.

"Днепр-1" отличался от своих предшественников рядом нововведений:

Революционный дизайн. Мотоцикл приобрел более современные формы, отличающиеся от типичных советских моделей того времени.

Больше комфорта. Благодаря ветровым щиткам новый мотоцикл стал более обтекаемым и комфортабельным для водителя, да и визуально воспринимался более динамичным.

Новый боковой прицеп. Коляска нового дизайна получила откидную переднюю часть, в ее багажнике поместили запасное колесо.

Оппозитный двигатель. Как и другие модели КМЗ, "Днепр-1" был оснащен двухцилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения объемом 650 см³, мощностью 32-34 л.с. и крутящим моментом 48 Нм.

Трансмиссия. У перспективного мотоцикла был полуавтоматический привод сцепления и 4-ступенчатая коробка передач, которая также имела и заднюю передачу.

Гидравлические тормоза. Заднее колесо мотоцикла и колесо коляски тормозилось с помощью гидропривода. Это было передовое решение для того периода.

Улучшенная управляемость. Благодаря измененной раме и новой подвеске колес мотоцикл должен был стать более устойчивым и комфортным в управлении.

Их было всего 12: в Киеве нашли редкий байк 1960-х годовФото: в серию новая модель Киевского мотозавода МТ-8 "Днепр-1" так и не пошла (Константин Широкун, РБК-Украина)

Почему "Днепр-1" не пошел в серию

Несмотря на перспективность, "Днепр-1" так и не был запущен в массовое производство. Если коротко, можно сказать, что для новой модели не нашлось инвестиций.

А если копнуть глубже, причины были типичные для тогдашней экономики:

  • Технологические сложности. Новая конструкция требовала переоснащения производственных линий, что было хлопотно и требовало больших вложений;
  • Консерватизм. В условиях нерыночной экономики у производителя не было стимулов для внедрения новой продукции. Спрос на старую модель К-750 (1958 г.) был велик, и завод предпочел модернизировать уже существующие образцы.
  • Отсутствие поддержки. Проект не получил достаточного финансирования и внимания со стороны государства как владельца завода.

В результате "Днепр-1" был выпущен только небольшой опытной серией из 12 экземпляров. До недавнего времени считалось, что ни один из них не дожил до наших дней и байк остался лишь на архивных фотографиях.

Но неожиданно на упомянутой выше выставке поклонники истории завода КМЗ показали прекрасно сохранившийся экземпляр - единственный известный на сегодняшний день.

Наследие

Хотя "Днепр-1" не стал серийным, он положил начало целой линейке мотоциклов "Днепр", в частности, массовым моделям МТ-9, МТ-10 и МТ-11, последние из которых выпускались вплоть до начала 2000-х годов. Эти мотоциклы, некогда востребованные по всей стране, в наше время ценятся коллекционерами и любителями ретро-техники.