ua en ru

Военный учет для мотоциклов. Почему МТ "Днепр" подлежал "мобилизации": ответ удивит

Военный учет для мотоциклов. Почему МТ "Днепр" подлежал "мобилизации": ответ удивит Фото: такой уж была специфика мотоциклов КМЗ: все товарные экземпляры годились для службы в армии без адаптации (архивное фото)

Мотоциклы МТ "Днепр" киевского производства имели целый перечень особенностей. И среди них - один нюанс юридического порядка: после покупки каждый КМЗ подлежал регистрации не только в органах МВД, но и в военкомате.

О том, почему в советское время на воинский учет ставили даже мотоциклы, читайте в материале РБК-Украина.

Почему военкомат мог забрать мотоцикл

Хорошо известный нам сегодня термин "изделие двойного назначения" имел свой смысл и в прошлом веке. В советское время к таковым относились и мотоциклы так называемого тяжелого класса (с двигателем объемом выше 0,5 л)

Мотоциклы МТ "Днепр" и несколько предыдущих моделей типа К-750 и К-650, которые выпускал Киевский мотоциклетный завод (КМЗ), были не просто популярным транспортом в СССР. Они имели стратегическое значение.

Именно поэтому вплоть до 1955 года эти мощные машины не поставлялись в торговую сеть - все они просто с конвейера отправлялись в милицию, армию, почтовую службу и другие государственные структуры. А когда их таки начали продавать гражданам, эти тяжелые байки с боковым прицепом подлежали обязательной регистрации в военкоматах. Почему?

Мотоциклы для войны

Помня об опыте двух мировых войн, военные многих армий мира имели в виду мотоцикл как боевую и транспортную единицу. Да, в середине ХХ века его ценность в глазах генералов снизилась и трансформировалась, однако военные все же сохраняли их в резерве.

Например, вплоть до конца 1980-х годов на складах Советской армии оставалось немало специализированных моделей мотоциклов - таких как МВ-750, МВ-650 и МТ-12 (все произведенные на Киевском мотоциклетном заводе).

Подобная практика существовала и в других странах. Например, в Бельгии в определенный период даже частные мотоциклы должны были соответствовать военным требованиям. В частности, оснащаться мягкой подвеской бокового прицепа, чтобы боец, сидя в коляске реквизированного мотоцикла, мог вести более точный прицельный огонь из пулемета.

А в Народной армии Китая мотоциклы активно использовались вплоть до начала XXI века. Их конструкция базировалась на советском М-72, а сегодня эти модели продаются как реплики довоенных мотоциклов BMW.

Не удивительно, что в СССР, включая Украину, каждый тяжелый гражданский мотоцикл типа МТ "Днепр" или "Урал" подлежал не только стандартной регистрации в ГАИ, но и обязательному учету в военкомате. Имелось в виду, что такая техника могла быть оперативно мобилизована в случае военного конфликта.

Военный учет для мотоциклов. Почему МТ "Днепр" подлежал "мобилизации": ответ удивитФото: до середины 1950-х тяжелые мотоциклы для продажи населению не предназначались (wikipedia.org)

Почему именно байки тяжелого класса?

Мотоциклы МТ "Днепр" и их одноклассники отличались:

  • Мощным оппозитным двигателем (вплоть до 36 л.с.), низкооборотным и выносливым, который хорошо работал на плохих дорогах
  • Большой грузоподъемностью - до 260 кг
  • Надежностью и проходимостью, особенно в варианте с двумя ведущими колесами (колесная формула 3х2)
  • Наличием бокового прицепа, который повышал устойчивость на дороге, расширял возможности для перевозки нескольких людей и грузов.

Мобилизационная ценность тяжелых мотоциклов была в том, что в случае войны они могли быть использованы для связи и разведки, привлечены к эвакуации и снабжению, в роли "летучки" для ремонтных бригад, как транспорт для перемещения командиров, медиков, противотанковых и минометных подразделений.

Вывод

Мотоциклы КМЗ типа МТ "Днепр" и его "родственников" были частью советской мобилизационной системы. Их регистрация в военкоматах диктовалась не бюрократией, а правилами войны: в случае необходимости каждый такой мотоцикл мог стать боевой единицей. Сегодня практически все киевские модели считаются раритетами и стали предметом коллекционирования. Но история их службы - еще одна иллюстрация того, как гражданская техника становится не только средством передвижения, но и элементом национальной безопасности.