Вы не поверите! Что общего у ЛуАЗа и Audi: история, о которой молчат
Фото: в середине ХХ в. несколько производителей создавали легкие утилитарные внедорожники (gettyimages.com)
Луцкий ЛуАЗ-969 кажется сегодня внедорожником настолько интересным, что исследователи теперь неутомимо ищут прототип, с которого он скопирован. Мол, не могли у нас создать такое чудо самостоятельно. Похожие модели действительно были...
О том, почему DKW Munga - одна из моделей будущего Audi - была похожа на наш ЛуАЗик, читайте DKW Munga в материале РБК-Украина.
Что общего у ЛуАЗа и Munga
В середине 1950-х отечественные конструкторы начали работу над легким многоцелевым грузопассажирским автомобилем, рассчитанным на перевозку четырех человек или двух человек и 200-250 кг груза.
Естественно, инженеры изучали известные на то время аналоги - Willys MB, Volkswagen Kübelwagen, Porsche 597 Jagdwagen, DKW Munga.
Ни одна из похожих моделей создателям будущей "Волыни" не понравилась. Причин был целый перечень:
- ЛуАЗик должен был быть недорогим - а большинство зарубежных аналогов (в частности, Willys MB, Porsche 597 и DKW Munga) имели сложную и недешевую конструкцию;
- ЛуАЗик должен был быть многофункциональным - а этому мешало заднее расположение мотора у Porsche 597 и "Фольксвагена";
- ЛуАЗик должен был базироваться на массовых агрегатах "Запорожца", архитектура которых не увязывалась с конструкциями иностранных машин.
Фото: ЛуАЗ-969 проектировался как универсальная, легкая и недорогая машина для села (wikimedia.org)
ЛуАЗ: внедорожник с украинскими корнями
Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ) начал работать в 1951 году, а его первые легкие внедорожники появились в 1960-х.
Самой известной моделью завода стал ЛуАЗ-969 с неофициальным именем "Волынь", который с несколькими модернизациями выпускался в 1966 - 2002 гг. Это был компактный полноприводный автомобиль, созданный для сельских дорог и хозяйственных нужд.
Его ключевые черты:
- небольшая масса (снаряженная 950 кг, полная - 1360 кг), достигнутая благодаря конструкции: не сказать, чтобы простой, но рациональной;
- передний привод с подключением заднего моста для режима 4х4;
- пониженная передача для движения по тяжелым грунтам и глубокому снегу;
- блокировка дифференциала заднего моста;
- колесные редукторы для большего клиренса (28 см), что позволило маленькой машинке двигаться по глубоким колеям, тяжелым грунтам и снежной целине.
Фото: ЛуАЗ-969М и в наши дни востребован в сельской местности как дешевый универсальный вездеход (wikimedia.org)
DKW Munga: немецкий вездеход
DKW Munga производился с 1956 по 1968 год компанией Auto Union GmbH, которая в 1965-м стала называться Audi. Название MUNGA - это аббревиатура от Mehrzweck Universal Geländewagen mit Allradantrieb (многоцелевой универсальный внедорожник с полным приводом.
Автомобиль базировался на конструктивных решениях, отаботанных DKW еще в период до Второй Мировой войны. В частности, он имел:
- старомодный двухтактный (!) трехцилиндровый двигатель (0,9 л, 38 л.с.) с термосифонной (без помпы) системой охлаждения
- подвеску колес на поперечных рессорах;
- рамную конструкцию.
Машина была выпущена относительно небольшим, около 46 тыс. штук, тиражом. Использовалась армией ФРГ, лесниками, полицией, гражданскими, и продавалась не только в Западной Германии.
Что общего между ЛуАЗ и Munga?
- Концепция: оба - легкие утилитарные внедорожники, созданные для армии и сельской местности;
- Функциональность: возможность перевозить грузы, людей, работать в условиях бездорожья.
- Эпоха: обе машины появились в 1950-1960-х, когда мир искал дешевые и практичные решения для массового использования.
Фото: DKW Munga принадлежал к тому же классу, что и ЛуАЗ-969, но получился менее эффективным, чем "Волынь" (wikimedia.org)
Какие отличия между ЛуАЗом и Munga?
На самом деле найти различия между этими машинами оказалось проще, чем отыскать что-то общее. При внешней схожести и аналогичном назначении, конструкторы ЛуАЗа и DKW/Audi реализовали нужный функционал разными способами. Отличия были следующие:
- Общая конструкция. ЛуАЗ - несущий кузов, DKW - рамная схема;
- Двигатель. ЛуАЗ - 4-тактный 4-цилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, DKW - 2-тактный 3-цилиндровый рядный, жидкостного охлаждения;
- Трансмиссия. ЛуАЗ - 4х4 с пониженной ползучей передачей, DKW - 4х4 с пониженным рядом в раздатке;
- Подвеска колес. ЛуАЗ - на продольных рычагах и торсионах, DKW - на поперечных рычагах и поперечных рессорах;
- Кузов. ЛуАЗ имел классические металлические двери, DKW - брезентовые пологи;
- Эффективность. ЛуАЗ имел большую полезную нагрузку - 400 кг против 365 кг у DKW. При том что сама "Волынь" была легче на 125 кг легче.
Что лучше: ЛуАЗ и Audi DKW
Если кому-то придет в голову сравнить эти два автомобиля, то большого смысла в таком противопоставлении не будет: для реального повседневного использования обе машины вряд ли пригодны.
Другое дело, если речь пойдет о приобретении этих внедорожников в качестве технической игрушки или пополнения частной коллекции. Каждая из машин является характерным представителем своего времени в сегменте легких внедорожников.
Но как инженерный объект ЛуАЗик гораздо интереснее. Ведь он имеет более высокую эффективность и особую конструкцию: совершенный рациональный двигатель, оригинальную схему полного привода 4х4 и неповторимую подвеску на поперечных торсионах.
Ранее в нашей публикации мы рассказывали о "Волынянках", которых вы никогда не видели и давали наш ТОП-3 забытых версий ЛуАЗиков.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались с самой загадочной версией "Волынянки" для авиации и почему этот ЛуАЗ теперь стал мечтой коллекционеров.
При подготовке статьи были использованы материалы ЛуАЗ и Audi.