Обучение на курсах и получение "прав" - незаурядная история в жизни человека. Но результат бывает таким, что выезжать на дорогу выпускнику автошколы нельзя - он не чувствует себя готовым водителем. Как избежать такого "обучения"?
О недостатках учебной программы и о том, как не пострадать из-за них, рассказывается в интервью для РБК-Украина Сергея Нагорного - автоинструктора и тренера по контраварийной подготовке.
- Есть так называемая типовая программа подготовки водителей, которая идет еще с СССР, - говорит автоинструктор Сергей Нагорный, - Она в целом адекватная, однако в этой программе есть вещи, которые абсолютно оторваны от реальности.
К примеру эксперт вспоминает такую тему как движение с прицепом, или буксировка транспортного средства другим транспортным средством.
- Вы где-то видели, чтобы люди в автошколах это делали в реальных условиях? - задает вопрос автомобильный тренер. - То есть чтобы в автошколах ездили с прицепами, или буксировали другие транспортные средства? Я не видел. И слава Богу, потому что я считаю, что это специальные навыки, которые не имеют ничего общего с базовыми навыками, которые люди должны проходить в автошколе.
С другой стороны, в программе нет абсолютно ничего связанного с паркингами торговых центров, крытыми паркингами, подземными паркингами. - выражает беспокойство Сергей Нагорный, - Как подъехать в тот паркинг, как в него заехать, как выехать? Между тем, согласно закону, мы не имеем права туда ездить на учебном автомобиле для элементарных тренировок, ведь это частная территория.
- В стандартном курсе подготовки водителей не хватает именно базовой подготовки, - говорит автоинструктор Сергей Нагорный. - Речь идет о работе с курсантом на площадке. Она есть в типовой программе, но, к сожалению, площадка - это для многих автошкол просто формальность.
Очень важно понимать, что нужно давать на площадке, чтобы потом человек, выезжая в город, уже имел уверенные навыки управления автомобилем. То есть площадка - это собственно управление автомобилем, а работа в городе - это отработка взаимодействия между водителями.
То есть, когда человек ездит по городу, он не должен думать, как нажимать педаль и что делать с рулем. То есть, руление, работа с динамикой, работа со взглядом, построение траекторий - это дело площадки. И часто автоинструкторы не знают об этих вещах.
То есть ощущается дефицит двух факторов. Первый - это отсутствие площадок, и второй фактор - это отсутствие подготовки именно автоинструкторов.
Несмотря на то, что в учебных программах есть определенные недостатки, многие украинские автошколы демонстрируют высокую сознательность и упорную работу над качеством подготовки водителей. Автоинструктор и тренер по контраварийной подготовке Сергей Нагорный отмечает:
- Многие автошколы действительно дают качественное обучение, стараются, как минимум. Вот по закону есть норма - 40 часов практики для курсанта, не академических, а именно 40 реальных часов - и сейчас многие автошколы именно придерживаются этой нормы, хотя по моим наблюдениям, раньше этого не было. Многие автошколы раньше давали 10 -20 часов, чтобы удешевить обучение и заманить больше клиентов. Сейчас большинство автошкол возвращается к этой норме.
Как можно увидеть, эксперт уверен в том, что действующая программа обучения не соответствует реальным условиям и качественному подходу к обучению. Однако с другой стороны, в этом деле не менее половины зависит от самого курсанта.
То есть каждый, кто хочет стать водителем, должен понимать, насколько важно в автошколе получить максимум знаний и навыков. Чтобы на всю жизнь научиться водить машину не напрягаясь, легко, рационально - и главное, безопасно.
Ранее в нашей публикации мы упоминали о 7 привычках водителя, из-за которых машина стареет вдвое быстрее, и обсуждали, как их избежать.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались, почему пешеход не всегда прав и выясняли, как водителю защитить свои права в неоднозначных ситуациях с участием пешеходов.