В истории страны был период, когда технически подкованные граждане в свободное время строили самодельные автомобили. В чем смысл - неужели они получались лучше фабричных? Ответ удивит.
О том, для чего автомобилисты строили машины собственной конструкции и почему они получались насколько совершенными, читайте в материале РБК-Украина.
Так, в советские времена на территории Украины существовало довольно мощное движение любительского автомобилестроения. Люди проектировали и строили легковые автомобили в свободное от работы время. В первую очередь это был вид творческого досуга - недешевого и непростого, требующего времени и средств.
Построение собственного транспортного средства из купленных и самодельных деталей требовало немалых затрат. В то время на фоне сотен тысяч рейсовых автобусов и троллейбусов машина считалась предметом роскоши - и комплектующие к ним были дорогими и одновременно дефицитными. Иногда за запчасть приходилось платить гораздо больше номинальной стоимости.
При этом большинство энтузиастов стремились создать что-то оригинальное, интереснее заводских моделей. Автолюбители конструировали то, чего не предлагал массовый советский автопром: купе спортивного типа, минивэны, автодачи, амфибии, кабриолеты. То есть все то, что воплощало мечту и индивидуальность.
Свобода творчества автосамодельщиков в прошлом веке была в определенной степени ограничена - чтобы их детища не угрожали безопасности граждан. Все эти машины подчинялись специальному нормативному документу - "Техническим требованиям к индивидуально изготовленным легковым автомобилям".
Этот регламент был связан с Правилами дорожного движения и государственными стандартами, и неоднократно обновлялся. Например, запрещалось использовать несущие кузовные конструкции серийных машин. То есть, гражданин не мог переоборудовать стандартный автомобиль и выдавать его за собственную разработку.
Вместе с тем, некоторые ключевые узлы должны были быть только заводского производства, от серийных машин: рулевое управление и тормозная система. Чаще всего брали готовые двигатели и коробки передач, а также - подвеску колес.
А вот кузов в обязательном порядке был самодельным - реже из металла, чаще - из пластика, армированного стекловолокном.
Как ни странно, машины любительского изготовления имели некоторые плюсы перед заводскими моделями - даже если смотреть с современных позиций.
Автомобиль, построенный в 1978 году в тогдашнем г. Днепропетровск инженером Виталием Васюченко. Машина активно эксплуатировалась вплоть до ХХІ в., теперь находится и музее "Машины времени" (г. Днепр). Семейный автомобиль неплохо сохранился, в музейной мастерской его привели в порядок и теперь это ходовой экспонат.
Амфибия авторства жителя г. Изюм на Харьковщине Григория Шкарупы, 1975 года выпуска. Поражает добротностью и подходом к конструированию. Дюралюминиевый кузов, трансмиссия с большим передаточным числом, независимая подвеска колес, скорость на воде 15 км/ч (!). После реставрации является экспонатом музея "Машины времени" в г. Днепр.
Автор этого проекта середины 1980-х - инженер-рекетостроитель Иван Лукьянович Лось. Практичный компактвен имел начинку от "Запорожца", поражает минимум деталей фабричного производства, даже диски колес были штучной работы. Автомобиль находится в полном порядке и хранится в семье автора.
Один из первых стеклопластиковых автомобилей на территории Украины, да и всей советской страны. Построенный в 1972-м году, эксплуатировался на Луганщине вплоть до 2000-х годов. В середине 2010-х после "марафета" был выкуплен и стал частью частной коллекции в Киеве.
Здесь мы упомянули только несколько машин ручной работы второй половины ХХ века. На самом деле их дожило до наших дней гораздо больше, и большинство из них находятся в оригинальном состоянии и в полном здравии. Таким образом, несмотря на полвека времени, прошедшего с периода бума самодеятельного автоконструирования, многие из этих машин оказались активными в наши дни.
Ранее в нашей публикации мы рассказывали водителям, какие автомобильные фары лучше светят и почему.
Также в наших публикациях недавно мы предостерегали потребителей от пяти грубых ошибок, которые совершают автомобилисты при выборе типа кузова.
А о трех самых эффективных приемах обмана клиентов на СТО мы рассказывали в нашем отдельном материале.
При подготовке статьи были использованы материалы музея "Машины времени".