Двигатели с воздушным охлаждением по полвека работали на самых выдающихся авто нашей цивилизации. Но потом незаметно исчезли из продажи. Какие преимущества водители потеряли вместе с ними?
О том, почему в наше время водителям следовало бы выбирать моторы-"воздушники", читайте в материале РБК-Украина.
Многие водители еще помнят времена, когда двигатели без жидкостного радиатора были привычным явлением - на нескольких моделях "Запорожцев", Volkswagen Beetle, всех Tatra, на Citroen 2CV, Fiat 500, Porsche 911... Но сегодня они не встречаются в легковых авто. Почему так произошло?
Казалось бы, водителю должно быть безразлично, каким способом охлаждается его двигатель - главное, чтобы работал без проблем. Но такое уж это непростое изделие - автомобиль, что даже скрытые капотом элементы конструкции влияют на его практичность.
Преимущества для водителя
Недостатки для водителя
Вероятно, многие удивятся, но - принципиальный и важный для пользователя недостаток у двигателей воздушного охлаждения один.
- Шумность. Во-первых, двигатель-"воздушник" не имеет жидкостной рубашки вокруг цилиндров. При том что у "водянок" именно она эффективно глушит все шумы ДВС - механические, газообмена, горения. Вдобавок, вентилятор (иногда их два) и ребра охлаждения цилиндров создают больше шума, чем помпа жидкостной системы.
Не будем здесь вдаваться в технические подробности, однако хотим защитить этот тип моторов от несправедливых обвинений. Перегрев в жару, малый ресурс, недостаточная мощность и другие грехи, которые навешивают на моторы воздушного охлаждения диванные эксперты - это лишь пустые мифы.
1. Трудоемкость изготовления двигателя. Цилиндры "воздушника" отливают каждый отдельно, а не все 4, а то и 6 вместе, как у "водянки". К тому же ребра охлаждения изготовить сложнее, чем рубашку жидкостного охлаждения.
2. Сложнее создавать модификации. Для нынешнего автопрома важно иметь несколько версий одного двигателя - с разным рабочим объемом и степенью форсировки. На моторах воздушного охлаждения это означает полный пересчет системы обдува и переделку самих цилиндров и головок. А в случае с жидкостным охлаждением достаточно расточить блок, поджать головку и поменять скорость движения антифриза (тут немного упрощенно, но суть такова).
3. Более сложная конструкция отопления салона. Горячий воздух, отработавший в системе охлаждения, не настолько эффективный теплоноситиль, как горячий антифриз. Поэтому конструкторам приходится использовать автономные бензиновые обогреватели или искать иные варианты.
4. Акустический комфорт. Большую шумность мотора с воздушным охлаждением мы уже упомянули, но в перечне проблем ставим ее на последнее место. Дело в том, что силами технологий ХХІ ст. уравновесить шумы любого автомобильного ДВС - не проблема.
Двигатели с воздушным охлаждением получили отставку незаслуженно. Точнее сказать, заменив их "водянками", автопроизводители переложили свои проблемы на плечи пользователей.
И теперь автомобилисты вынуждены платить больше за более сложные системы жидкостного охлаждения. А на машинах с пробегом - решать дополнительные проблемы с протечками и потерей жидкости в пути. Но со временем водители просто привыкли к этому, и преимущества воздуха перед антифризом были забыты.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали, что надо доливать в бачки под капотом авто и какие рабочие жидкости автомобиля можно смешивать.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались, почему пешеход не всегда прав и выясняли, как водителю защитить свои права в неоднозначных ситуациях с участием пешеходов.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre, Autobild и Avtobazar.