ua en ru

Японская хитрость, которая изменила мир: что такое кей-кары и почему они так популярны

Японская хитрость, которая изменила мир: что такое кей-кары и почему они так популярны Фото: японцы стали первыми, кто изобрел и массово распространил формат "изнутри больше чем снаружи" (freepik.com)

Некоторые заядлые автомобилисты убеждены, что лучшие авто - это те, которые передовые автомобильные государства выпускают для внутреннего рынка. Вероятно, эти люди не знают, о самых массовых авто в Японии - кей-карах и что они собой представляют...

О том, как из микромашинки сделать пригодный для ежедневной эксплуатации универсальный автомобиль читайте в материале РБК-Украина.

Особенности национального автопрома

Сразу скажем, что нам бы не хотелось, чтобы все украинцы пересели с нормальных авто на этих замечательных малышей. Но следует признать, что большинство японских кей-керов - это парадоксальный формат, который достоин если не подражания, то изучения.

Итак, в стране, где каждый квадратный метр имеет значение, компактность становится не просто удобством, а необходимостью. Именно поэтому кей-кары - миниатюрные автомобили, созданные специально для японского рынка, стали настоящим символом мобильности.

Что такое кей-кар?

Кей-кар (от японского 軽 자동차 - "легкий автомобиль") - это особая категория транспортных средств, официально введенная в Японии в 1949 году.

Как люди рациональные и предусмотрительные, японцы еще в начале своей массовой автомобилизации сами себе ограничили габариты частного транспорта. (Вероятно, власти опасались, что населению придутся по вкусу огромные американские седаны-дредноуты, на которых катались тогда по Японии военные оккупационного американского контингента.)

Следовательно, еще в первые послевоенные годы были установлены параметры для народных авто, которые имели определенную поддержку от государства - и они мало изменились до наших дней.

В наши дни эти машины отличаются максимальной длиной до 3,4 метра и шириной до 1,48 метра.

И японцы не были бы японцами, если бы не удивили мир - несмотря на такой мощный тренд миниатюризации, они сделали эти машинки вполне адекватными. Несмотря на скромные размеры, кей-кары бывают разных типов: от хэтчбеков и минивэнов до пикапов и даже внедорожников.

Японская хитрость, которая изменила мир: что такое кей-кары и почему они так популярныФото: в Европе распространению kei-каров среди прочего мешает невысокий статус компактных машин (unsplash.com)

Почему кей-кары так популярны?

Популярность кей-каров в Японии объясняется сразу несколькими факторами:

Экономия

  • Низкий расход топлива
  • Сниженные налоги и страховые взносы (кей-карам дают особые номерные знаки)
  • Освобождение от обязательного подтверждения парковочного места

Удобство в городе

  • Легко маневрируют в узких улицах
  • Удобны для парковки в условиях дефицита мест
  • Отлично подходят для коротких поездок и доставки

Массовый спрос

Кей-кары составляют до 40% японского авторынка, ежегодно продается около 2 миллионов единиц. Это делает их важнейшим сегментом автомобильной промышленности страны.

Универсальность и комфорт

Современные кей-кары оснащаются вполне по-взрослому: автоматической трансмиссией, круиз-контролем, камерами заднего вида, системами автоматического торможения, климат-контролем, мультимедиа и пр.

Да, эти автомобильчики сполна используют все современные достижения мирового автопрома. 650-кубовые моторчики имеют турбонаддув и работают в паре в основном с бесступенчатыми вариаторами CVT.

С другой стороны, тщательно продуманные трансформации интерьера демонстрируют чудеса универсальности: 5-местный (!) салон мгновенно превращается в грузовой фургончик с целой гаммой промежуточных комбинаций.

Почему кей-каров нет в Европе?

Модели вроде Honda N-BOX, Suzuki Alto, Daihatsu Tanto, Subaru Sambar и другие стали настоящими бестселлерами благодаря сочетанию компактности и функциональности - но о большинстве из них европейские и американские водители даже не слышали.

При том что европейские производители позаимствовали у кей-каров немало полезного, в первую очередь - принципы компоновки салона и варианты трансформации интерьера.

Вообще эти японские суперкомпакты в Старом свете есть (об этом ниже), но массового распространения на международных рынках они не получили из-за:

  • Несогласованности с жесткими стандартами безопасности;
  • Несоответствия требованиям по токсичности выбросов;
  • Непривычного для западных потребителей формата.

Тем не менее, некоторые из этих чисто японских моделей успешно экспортируются и находят поклонников во всем мире. Правда, они в определенной степени усовершенствованы под требования европейской специфики.

Например, это:

- внедорожники Suzuki Jimny и Mitsubishi Pajero Pinin (оба немного увеличены);

- городское авто Suzuki Alto (больший двигатель и усиленная безопасность)

- Mitsubishi-i (известный в Украине в электрической версии i-MiEV);

- Suzuki Wagon R (увеличили двигатель и габариты);

- Opel Agila - он же Suzuki Splash.

Самое главное

Честно сказать, до конца не ясно, почему даже в европейской адаптации кей-кары не получили особого распространения именно в Европе, ведь на улицах тамошних старых городов немало машин суперкомпактного класса. Возможно, дело в особенностях дизайна японских машинок.

Что касается Украины, то потребительские предпочтения наших соотечественников склоняются к более просторным автомобилям - по крайней мере, пока.