Новый тренд: почему все бросились покупать педальные авто
Фото: детские педальные машинки переживают бум популярности - среди взрослых (gettyimages.com)
Ни один фестиваль ретротехники последних лет не обходится без показа педальных автомобильчиков, а то и без гонок на них - заботливо отреставрированных, разнообразных цветов и моделей. В чем смысл такого увлечения?
О том, для чего взрослым дядям детские педальные машинки, читайте в материале РБК-Украина.
Какой смысл в тех педалях
Если разобраться детальнее, выяснится, что коллекционирование детских педальных машинок уверенно набирает популярности уже не первый год. Где взялось такое немного странное и громоздкое хобби?
На первый взгляд может показаться, что эти маленькие педальные авто лишь детская забава, не стоящая серьезного внимания. Однако на самом деле за ними стоит целая индустрия с собственными линейками моделей, сегментами рынка, рейтингами и настоящими раритетами.
В своем первичном, детском применении педальные машинки появились еще в далекие 1920-е. И почти всегда они подражали дизайном каким-то реальным полноразмерным моделям. На территории нашей страны более-менее массовое распространение они получили уже в 1950-1990-е, такие машинки производили в том числе и несколько украинских заводов.
Фото: несколько моделей педальных авто в разные периоды выпускались в Украине (Игорь Широкун, РБК-Украина)
Кто покупал педальную "Победу"
Тогда ни один мальчишка не отказался бы от такой . Это же не игрушка, а собственный автомобиль, в который можно было сесть и ехать!
Но конечно, дома такая была не у каждого: банально не помещалась в тогдашних малогабаритных квартирах. Впрочем, большинство родителей могли позволить себе арендовать такую машинку в ближайшем парке культуры, полчаса катания стоили 10 копеек.
Например, в центре Киева арендовать педальную "Победу" можно было в сквере Т.Г. Шевченко. Выбор моделей, как в магазинах, так и в прокате, в каждый период времени был довольно ограниченным, две-три модели.
Какие были педальные машины
Дети 1960-70-х годов были достаточно осведомленными: они легко отличали педальную "Стрелу" от "Малыша", ЗИМ от "Победы", "Львовянку" от "Звездочки". Собственно, целый перечень "взрослых" заводов, в том числе автомобильные, производили педальные машинки для детей.
Например, во Львове на Заводе автопогрузчиков спроектировали и массово выпускали "Львовянку" (1980-1993 гг.), которая напоминала "Жигули", автомобильный завод АЗЛК выпускал педальные копии своих "Москвичей", была еще "Нева" (1970-е) с открывающимися капотом и багажником, "Малыш (1965-1977), "Радуга" (1977-1992). На заводе "Запорожсталь" в г. Запорожье выпускали очень интересную педальную "Стрелу" (1960-е).
Какие педальные самые редкие
Владельцы педальных автопарков имеют свои предпочтения. Скажем, львовские "шестерки" особенно ценятся в версии с проблесковыми маячками (которые должны работать!). А машинки завода АЗЛК желательно искать из ранних серий с пластиковой рамкой лобового стекла. В зависимости от года выпуска, машинки могли отличаться сиденьями, рулем, фарами и задними фонарями.
Среди настоящих раритетов - довоенные М1 (в Киеве есть одна такая), первые послевоенные модели львовского производства под названием "Зіронька", челябинские "Уралы" (1957-1964 гг.). Упомянутая выше "Стрела" производства завода "Запорожсталь" считается настоящим раритетом.
Где приобрести педальную машинку
Педальные авто в наше время - целый мир. Со своими специализированными форумами онлайн и офлайн, обменными фондами, рынком запчастей и даже с производством деталей. Есть даже мастерские, занимающиеся реставрацией таких машинок.
Это хобби совсем не из дешевых, но взрослые мужчины находят и время, и средства, чтобы возиться с этими изношенными детскими авто. Показательно, что некоторые из них, даже массовые и распространенные, стоят наравне с вполне "живыми" настоящими авто.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали, какие ретроавтомобили сейчас модно коллекционировать и какие модели теперь считаются наиболее ценными.
Также в отдельной статье мы рассказывали о сенсационном байке МТ "Днепр Динамит", и о том, где его сейчас можно увидеть в Киеве.
При подготовке статьи были использованы материалы музеев "Колеса Истории" и "Фаэтон" и фестиваля Old Car Land.