Сравните лишь массу и габариты легковушки и современной магистральной фуры - и вы поймете, почему так непросто освоить управление грузовиком. Приготовьтесь, что это не будет быстро, но вам помогут несколько наших советов.
О том, какими навыками следует овладеть в первую очередь претенденту на водительские права с категорией С и С1, читайте в материале РБК-Украина.
На первый взгляд легковой автомобиль и грузовик имеют много общего - двигатель, трансмиссия, тормоза. Но на самом деле главная проблема не в размерах, а в том, как малые и большие машины ведут себя на дороге. Основная разница - в массе и ее распределении: у крупногабаритной фуры центр тяжести расположен значительно выше, что существенно влияет на ее управляемость.
Недаром водители-дальнобойщики, которые долгое время не садились за руль легкового авто, часто сравнивают ощущение возвращения к легковушке с ездой на велосипеде - настолько он чувствителен и предсказуем в движениях по сравнению с многотонным грузовым транспортом.
Поэтому важно не изучать различия, а получать настоящие навыки управления - а они приходят только через опыт на дороге.
Магистральные фуры способны поддерживать стабильную скорость 90-110 км/ч, несмотря на огромную общую массу до 30 - 40 тонн. Но проблема в том, что инструменты контроля над такой машиной не соответствуют ее скоростному потенциалу.
Водитель должен постоянно помнить об этом, особенно когда разгоняет транспорт в зонах, где возможно внезапное возникновение препятствий. Для новичков это становится серьезным вызовом - ведь тренироваться управлять в сложных ситуациях на таких скоростях фактически негде.
Даже на сухой и ровной трассе внезапное торможение может вызвать потерю контроля, особенно если речь идет об автопоезде - заносы, выезд в кювет, переворачивание или "складывание" автопоезда.
Хотя системы, подобные ABS и ESP, помогают избегать опасных ситуаций, их на украинских грузовиках пока немного. Поэтому водитель фуры должен обладать навыками безопасного замедления, в том числе и с высоких скоростей.
Однако главное - умение предвидеть ход событий и ситуации на дороге, чтобы избежать необходимости в экстренном торможении вообще.
В дополнение, грузовики с большой массой имеют более слабую тормозную эффективность, особенно на спусках, даже легких. А на длинных уклонах тормоза легко перегреваются, из-за чего в больших тяжеловозах предусматривают дополнительные системы замедления (о них речь пойдет дальше).
Управление даже одиночным грузовиком - это совсем другой уровень сложности, не говоря уже об автопоезде.
Объезд внезапной преграды (тот самый "лосиный тест") требует четкого расчета и быстрой реакции, а банальная смена полосы - точного определения дистанции и скорости. Еще более внимательным следует быть при обгоне с выездом на встречную.
Отдельный уровень мастерства - маневрирование в узких пространствах, особенно задним ходом, в частности при управлении автопоездом. Передвижение по территории логистических терминалов, таможенных пунктов или складов - это важный аспект работы водителя грузовика. Но овладеть этими навыками возможно лишь путем упорных тренировок.
Современные тягачи для дальних перевозок оснащены мощными дизельными двигателями рабочим объемом 10-15 литров. В отличие от легковых авто, они работают в значительно более узком диапазоне оборотов - порядка 900-1500 об./мин., тогда как максимальные достигают 2100-2500 об./мин.
Таким образом, одна из необычных задач водителя грузовой машины - удерживать стрелку тахометра в оптимальных пределах, чтобы обеспечить достаточную тягу и одновременно экономичную работу двигателя.
Для этого в конструкции тягача предусмотрена многоступенчатая трансмиссия - 12-16 передач, с дополнительными редукторами, такими как делитель или демультипликатор, позволяющими более точно поддерживать нужные обороты.
Сейчас широко применяются автоматические коробки передач, которые могут самостоятельно переключать как основные ступени, так и промежуточные - так называемые "половинки".
Одним из важных компонентов многотонной фуры является ретардер - специальное устройство, которое помогает уменьшать скорость без использования основной тормозной системы.
Ретардеры могут быть разных типов, и очень важно знать, как ими правильно пользоваться. Пренебрежение инструкциями производителя может привести к повреждению трансмиссии.
В тех случаях, когда грузовик не оборудован современными вспомогательными системами, водитель должен уметь управлять дополнительными механизмами вручную - например, отдельным краном тормозов прицепа, который в народе называют "парашютом".
Управление большегрузным транспортом - это уже не просто навык, а настоящая профессиональная компетенция. Поэтому к обучению нужно подходить с максимальной ответственностью.
После прохождения теории и практики на специальных площадках очень полезно поработать несколько месяцев в паре с опытным водителем - в роли второго члена экипажа. Именно так в наше время организовано пополнение кадров в авторитетных транспортных компаниях, которые вводят новичков в профессию постепенно, через наставничество.
Ранее в нашей публикации мы рассказывали о категориях водительских прав в Украине, о том, что означают буквы и цифры в графах водительского удостоверения.
Также в наших публикациях недавно мы разбирались, какая категория прав нужна для управления авто с прицепом.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre и "Autobild Украина".