Как ширина протектора влияет на тормозной путь авто
Фото: у широких шин немало преимуществ, но некоторых зимних условий это не касается (unsplash.com)
В воображении рядового автомобилиста широкая шина - это спортивная шина: с ней машина лучше ускоряется и лучше тормозит. На самом деле не все так однозначно. И об этом стоит знать водителям, которые в преддверии зимы выбирают новую резину.
О том, когда широкая шина помогает лучшему торможению, а когда нет, читайте в материале РБК-Украина.
Шины - узкие или широкие?
На самом деле зависимость между шириной протектора и эффективностью шины отнюдь не железная и не прямая. Широкое колесо в этом плане имеет несколько нюансов, которые проявляются при разных условиях движения.
Широкая шина имеет следующие отличия от более узкой:
- Большую площадь пятна контакта с дорогой;
- Меньшее удельное давление на каждую единицу площади;
- Большую длину дренажных канавок на протекторе, из-за чего из пятна контакта хуже отводится вода (или снежная шуга);
- Большую шумность работы.
Но это так сказать, общие теоретические выкладки, а как проявляются особенности узкой и широкой шин на деле? В этот раз рассмотрим режим торможения.
Фото: на мокром асфальте и в снежной каше широкие шины раньше всплывают над дорогой (nokiantyres.com)
Какая шина лучше тормозит
Итак, ширина отражается на тормозных характеристиках покрышки.
Чистый сухой асфальт
Широкая шина, имея большую площадь контакта с поверхностью, соответственно имеет в этой зоне больше сил трения. Следовательно, широкое колесо может без проскальзывания более эффективно замедлять свое вращение.
Конструкторы вынуждены делать более широкие шины с более жестким каркасом, а это тоже дает преимущество с точки зрения торможения.
Заснеженное покрытие и лед
Узкий протектор легче продавливает снег, что обеспечивает лучшее сцепление с ним отдельных шашек в пятне контакта. Следовательно, имеем более эффективное замедление вращения колеса - и более короткий по сравнению с широкими шинами тормозной путь. На льду узкая шина, имея большее давление на каждый квадратный сантиметр пятна контакта, лучше цепляется за поверхность - и поэтому машина тормозит лучше.
Мокрый асфальт
Здесь большое значение имеет рисунок протектора, ведь именно по его канавкам из пятна контакта отводится вода. Но при одинаковом рисунке более широкая шина будет в менее выгодных условиях: у нее дренажные дорожки длиннее, и в дождливую погоду вода по ним отводится в стороны не так быстро. В пользу узкого колеса на мокрой дороге добавьте еще тот же эффект большего удельного давления на поверхность.
Температура
Резина протектора лучше работает в разогретом состоянии, и это обстоятельство - в пользу узких шин. Ведь в условиях холодного сезона широкие шины могут тормозить хуже, так как из-за большой площади протектора они охлаждаются более интенсивно.
Шины на зиму - широкие или узкие
Следует сказать, что принципиальной разницы в поведении широких и узких шин зимой нет - различия часто остаются на грани погрешности измерений. Но если вы решили, что эти несколько процентов эффективности вам важны, то:
- выбирайте для города и сухих дорог более широкие шины.
- для зимы, для регионов с нерасчищенными дорогами покупайте более узкие шины.
Также не забывайте, что для зимних шин очень важна глубина протектора и вообще, степень износа - чем покрышки новее, тем лучше сцепление на всех типах поверхностей они обеспечивают. Напомним, что согласно украинским ПДД минимально допустимая глубина протектора составляет 1,6 мм, но для зимних условий этот лимит желательно увеличить до 4 мм.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали, какие зимние шины выбирать для отечественных условий - новые или подержанные.
Также в отдельной статье мы рассказывали, когда следует менять резину с летней на зимнюю в Украине.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre, "Autobild Украина" и Avtobazar.