Как проверить свечи накаливания до сильных морозов
Фото: современный дизель без проблем запускается при любых украинских морозах - но когда он в исправном состоянии (bosch.com)
Один из недостатков, которые приписывают дизелям - трудности с холодным запуском. И иногда это чистая правда, особенно когда у двигателя проблемы со свечами накаливания. Между тем, не все владельцы даже знают о существовании этих деталей.
О том, как убедиться, что со свечами накаливания и другими компонентами системы пуска все в порядке, читайте в материале РБК-Украина.
Для чего дизелю свечи
Позволим себе кратко напомнить о главной особенности дизеля. У двигателей этого типа топливо воспламеняется в цилиндрах от сжатия, а не от искры из искровой свечи, как у бензинового мотора.
Поршень сжимает воздух и горючее в цилиндре, температура от этого повышается настолько, что происходит вспышка - и очередная порция топливно-воздушной смеси сгорает и толкает поршень.
Но такой способ зажигания чувствителен к внешней температуре, поэтому для облегчения холодного пуска в каждый цилиндр устанавливают свечу накаливания. Она, в отличие от искровых свечей бензиновых моторов, дает не искру, а просто нагревает воздух.
Кстати, происходит это не мгновенно, а в течение нескольких секунд. Водитель понимает, что свечи разогрелись как следует, когда на панели приборов гаснет специальная лампа-индикатор (в виде спирали).
Итак, свечи накаливания - это электронагревательные элементы, которые создают необходимую температуру в камере сгорания дизельного двигателя. Без них запуск в мороз может стать проблемой.
Признаки неисправности свечей в дизеле
Владелец должен обратить внимание на свечи своего дизеля, если наблюдается хотя бы одна из следующих проблем:
- Тяжелый холодный запуск двигателя.
- Чрезмерные шум и вибрация двигателя сразу после запуска.
- Нестабильная работа мотора на первых минутах после запуска.
- Бело-сизый дым из выхлопной трубы.
Фото: для безотказной работы современный дизель надо вовремя обслуживать и проверять (bosch.com)
Как проверить свечи накаливания
Поскольку конкретного регламента замены свечей в дизеле обычно нет (ресурс во многом зависит от условий эксплуатации), важно время от времени проверять их состояние.
Особенность в том, что отказ одной-двух свечей накаливания водитель может и не замечать, поскольку двигатель часто запускается и на двух-трех исправных свечах. Но с приходом морозов все меняется.
1. Проверка мультиметром
- Установите мультиметр в режим измерения сопротивления.
- Подсоедините щупы к контактам свечи, от которых отсоединен разъем проводки.
- Фиксируйте показания прибора. Норма для каждого типа свечи своя, но в целом сопротивление нагревателя свечи лежит в пределах 0,5-2 Ом. Если показатель значительно выше или мультиметр показывает обрыв - свеча неисправна.
2. Проверка реле свечей
Метод непрямой диагностики, но он поможет исключить проблемность самих свечей. На большинстве машин они активируются через реле, которое и следует проверить.
- Даже исправные свечи не будут работать, если неисправно реле.
- При повороте ключа зажигания или нажатии кнопки для запуска двигателя сначала должен быть слышен характерный "щелчок" реле (в районе торпедо или под капотом). Если этого щелчка нет, нужна диагностика.
3. Проверка питания
Еще один косвенный метод, который также поможет исключить вину свечей.
- Включите зажигание и измерьте напряжение на контактах свечи, подключенной к проводке авто.
- Если напряжение порядка 12,0 - 12,5 В не подается - проблема может быть не в свече, а в реле, проводке, предохранителе и т.д.
4. Визуальный осмотр
- Демонтируйте свечу с мотора и осмотрите ее на наличие нагара, трещин или деформаций.
- Если наконечник поврежден или покрыт толстым слоем нагара - свечу следует заменить.
Следует отметить, что этот метод диагностики не очень прост - обычно свечи трудно выкрутить, поскольку они любят намертво прикипать к своему гнезду. Да и диагностика "на глаз" не очень точная. Поэтому стоит начинать с тех проверок, которые не требуют демонтажа свечи.
5. Проверка на аккумуляторе
- Демонтируйте свечу с двигателя.
- Подсоедините ее клеммы непосредственно к клеммам аккумулятора. Держите свечу за ее внешний конец.
- Рабочая свеча начнет нагреваться и краснеть на кончике через несколько секунд (не обожгите пальцы!).
- Если реакции на подключение нет - свечу следует заменить.
Советы водителям
- Проверяйте свечи каждый год перед зимой, особенно если автомобиль эксплуатируется в регионах с сильными морозами.
- Заменяйте комплектом. Даже если в данный момент неисправна лишь одна свеча, очень вероятно, что все они отработали свой ресурс, и вскоре "погаснут" и остальные. Поэтому лучше установить новые во все цилиндры.
- Следите за аккумулятором. Слабая батарея может создавать иллюзию неисправности свечей.
- Не экономьте на качестве. Дешевые свечи быстро выходят из строя да еще и обломками могут повредить двигатель изнутри.
Самое главное
Свечи накаливания - ключевой элемент для запуска дизельного двигателя зимой. Если машине больше трех - пяти лет, проверка их состояния перед морозами очень рекомендуется. Это поможет избежать проблем с запуском, сохранить ресурс мотора и нервы водителя.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали 9 сюрпризов, которые ждут водителя, пересевшего с бензинового авто на дизельное.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты рассказывали, что делать, если заправился бензином вместо дизеля и обсуждали ключевые советы по этому поводу.
При подготовке статьи были использованы материалы Bosch, Autobild и Autocar.