Электромобиль и холод: топ-5 критических проблем, о которых молчат в автосалонах
Фото: электромобили имеют определенную зимнюю специфику, но современные модели вполне пригодны для холодов (unsplash.com)
Одна из страшилок, которыми пугают общественность "электроскептики" - мол, электрокары боятся зимы. Они действительно ей не рады, но насколько принципиален этот антагонизм?
О том, как решить зимние проблемы электромобилей и сделать их более пригодными к холодам, читайте в материале РБК-Украина.
1. Правильное хранение
Благоприятные условия для зимней эксплуатации электромобиля начинаются с места хранения. Если оставлять такую машину ночевать на улице, придется тратить на очистку окон от снега и льда не только время, но и электроэнергию.
И это еще один аргумент в пользу гаража, крытой стоянки или подземного паркинга: для электрокаров особенно важно, чтобы на оттаивание окон и зеркал тратилось меньше энергии. Попутно получается экономия и на отоплении: в помещении электромобиль меньше охлаждается и не промерзает.
2. Обогрев салона
Всего 10 минут работы обогрева "на полную" могут сократить запас хода на десяток километров. К счастью, это касается только дешевых моделей "электричек", но и дорогие в основном используют тепло батареи для обогрева салона только до морозов -10 °C. А при более сильных морозах подключают дополнительные электрические нагреватели - которые нещадно сажают тяговую батарею.
По подсчетам экспертов подогрев сидений и руля работает эффективнее, чем электрическая "печка", и быстрее создает комфортные ощущения для людей в салоне.
Стоит также проверить, не поддерживает ли ваш электромобиль дистанционный прогрев салона. Это полезная в плане увеличения пробега опция, ведь энергия для "климата" в таком случае поступает из электросети, а не из аккумулятора.
Фото: современный электромобиль имеет запас хода и отопление, достаточные для дальних поездок зимой (unsplash.com)
3. Долгая зарядка на морозе
Литий-ионные батареи неохотно заряжаются при температуре ниже -5 °C. И вообще, замедление электрохимических процессов - это принципиальная проблема многих аккумуляторов в принципе.
Чтобы решить эту проблему, многие современные электромобили оснащены системой подогрева охлаждающей жидкости - таким образом машина прогревает аккумулятор перед зарядкой.
Так или иначе, считается целесообразным оставлять электромобиль подключенным к зарядке на ночь. Даже обычная розетка за ночь способна "подпитать" батарею на 15-20 кВт-ч, чего хватит на 80-100 км пробега в мороз.
Остальные машины производители советуют заряжать в гараже или подземном паркинге - конечно, когда есть такая возможность. В теплом помещении меньше тратится энергия на подготовку салона.
4. Падение мощности на холоде
Между прочим, в сильный мороз батарея имеет ограничения не только с током зарядки, но и с отдачей. Поэтому на многих моделях электроника ограничивает отдачу батареи при низкой температуре - чтобы уберечь ячейки от перегрузки.
К счастью, такое ограничение обычно получается кратковременным, так как с началом работы батарея обычно быстро прогревается - либо естественным путем, либо упомянутой выше специальной системой.
5. Зарядка под дождем и снегом
Конечно, конструкторы позаботились о том, чтобы зарядка, которая происходит под открытым небом, была безопасной. Но зимой сначала важно очистить разъем от снега и влаги.
Кабель выдерживает легкие осадки, но заряжать машину во время сильного дождя или снегопада нежелательно. У некоторых моделей лючок зарядки защищен уплотнителем, поэтому даже в метель туда не попадает вода.
Но при сильных морозах (ниже -10°C) запас хода заметно сокращается: у дорогих моделей на 20-30%, у бюджетных - до 50-60%.
Экономия энергии при движении в мороз
Поскольку зимой пробег любого авто сокращается естественным путем, водителю электромобиля таки приходится предпринимать определенные усилия для экономии.
Например, немного экономить на отоплении, сдерживаться при разгоне, следить за активацией подогревов. Которые, кстати, в некоторых машинах активируются автоматически (как обогрев стекла в некоторых электрических Volvo при нулевой температуре).
Немаловажный вклад в экономию вносят энергосберегающие зимние шины. Например, резина класса энергоэффективности А обеспечивает минимальный расход энергии, а класс Е - базовый.
Опытные водители зимой стараются чаще замедлять машину за счет рекуперации энергии - конечно, если дорога не скользкая и отсутствует риск блокировки колес.
А вообще бывалые пользователи электромобилей рекомендуют в холодное время года держать заряд батареи хотя бы на уровне 30-40% - чтобы избежать проблем в случае непредсказуемых пробок или непогоды.
Самое главное
В целом зимой эксплуатация электромобиля не сложнее, чем обычного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Главное - учитывать особенности работы батареи, правильно хранить и заряжать машину, обдуманно использовать все встроенные функции. Тогда зимние поездки будут приносить только положительные эмоции.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали 5 сигналов к замене тормозной жидкости в машине и рассказывали, когда именно ее надо менять.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались, какие тормоза лучше: дисковые или барабанные, и какие на деле дают лучший результат.
При подготовке статьи были использованы материалы Autogeek, "Autobild" и L`Automobile.