Электромобиль или обычное авто? На чем реально удобнее ездить зимой
Фото: любой машине зимой работать труднее, но электромобиль испытывает дополнительные трудности (unsplash.com)
Создатели электромобилей сделали немало для того, чтобы минимизировать их недостатки перед обычными машинами. Но зима - особый период для любого транспорта. Какой тип машин показывает себя лучше в холодный период?
О специфических сложностях, которые ждут в холода владельцев электромобилей и как они показывают себя зимой по сравнению с топливными авто, читайте в материале РБК-Украина.
Почему электромобилю труднее зимой
Есть три ключевых причины, которые дают основания говорить о зимних проблемах электромобилей:
- Падение емкости аккумулятора. При низких температурах емкость литий-ионных батарей снижается. Получается, что они не могут накапливать в себе столько энергии, сколько могли в теплую погоду.
- Медленная зарядка. При низких температурах электрохимические процессы в литий-ионных батареях замедляются. Следовательно, батарея не может одномоментно отдавать большой ток и главное - не может принимать его. Это значит, что аккумулятор заряжается дольше.
- Рост энергопотребления. Зимой любому автомобилю приходится тратить больше энергии: на фары, дворники, обогрев стекол и сидений. Электромобилям часто дополнительно требуется электроэнергия на обогрев, ведь отопитель у многих электрический.
Упомянутые факторы зимой могут нарушить баланс энергии даже на бензиновой или дизельной машине. А у электромобиля, где запас энергии ограничен, это может существенно влиять на эксплуатационные характеристики.
Фото: в холодную погоду заряжать электромобиль приходится чаще (unsplash.com)
Как холод влияет на батарею электромобиля
Как упоминалось выше, работа аккумуляторов большинства типов усложняется при низких температурах.
- При температуре около -10 °C снижение емкости становится заметным.
- При -15 °C запас хода может уменьшиться на 20-25 % (это без учета потребностей на отопление).
- При морозах ниже -20 °C некоторые электромобили, которые простояли ночь на улице, могут вовсе не запуститься - батарея не выдает нужный для старта ток.
Однако все не так драматично: литий-ионные аккумуляторы выделяют тепло при зарядке и работе. Поэтому машина, которая ночевала в гараже или заряжалась перед поездкой, обычно стартует без проблем (ведь батарея у нее теплая) и уверенно держится на ходу даже в сильный мороз.
Пробег электромобилей в мороз
На самом деле пробег от одной зарядки в холодное время сокращается примерно на треть-наполовину. Причина - не только падение емкости батареи, но и увеличенное потребление, а также - работа обогревателя.
Чтобы сэкономить энергию, владельцы часто прогревают салон во время зарядки, пока автомобиль подключен к сети. А в движении многие владельцы электромобилей ограничиваются минимальным теплом в салоне и используют энергию в основном для обдува окон, чтобы сохранить обзор.
Преимущества авто с ДВС зимой
- Стабильный запас хода. Двигатель внутреннего сгорания не так зависит от температуры, поэтому дальние поездки зимой менее проблемны.
- Более быстрая заправка. Даже в мороз можно быстро заправиться топливом, тогда как зарядка электрокара требует времени.
- Более стабильное отопление. Поскольку климатическая установка топливного автомобиля использует дармовое тепло от двигателя, водитель и пассажиры в холодную погоду не ограничивают себя в комфорте.
- Меньше зависимости от инфраструктуры. В регионах со слабой сетью зарядных станций бензиновые авто остаются более практичными. Особенно это важно зимой, когда электромобиль приходится заряжать чаще.
Самое главное
Можно смело сказать, что зима усиливает все фамильные недостатки электромобиля. Пробег от зарядки до зарядки будет еще меньше, время зарядки - еще больше, а потребность экономить энергию - еще насущнее.
Но это не значит, что в холода электрическая машина становится напрочь непригодной для пользования. Тысячи владельцев "электричек" катаются на них круглый год, и в морозы тоже - хотя им действительно приходится больше ограничивать себя в чем-то.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали, сколько реально служит электромобиль в украинских условиях и как можно этот срок продлить.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались с четырьмя электромобилями, которые назвали лучшими для Украины в 2025 году.
При подготовке статьи были использованы материалы Autogeek, Autobild и Avtobazar.