Почему шумят тормоза зимой и когда это реально опасно
Фото: шумы в тормозах относят к плавающим неисправностям, которые то появляются, то исчезают, поэтому их трудно диагностировать (freepik.com)
Конструкторы задумали так, чтобы тормоза автомобиля работали бесшумно. Но когда они скрипят и скрежещут, они не обязательно неисправны. Откуда берутся лишние звуки и когда они действительно являются сигналом тревоги?
О том, что делать, если скрипят тормоза и когда этот звук грозит аварией, читайте в материале РБК-Украина.
Шумят тормоза зимой: реальная опасность
Нельзя сказать, что посторонние звуки тормозная система не может издавать летом. Но зимой у тормозов действительно больше поводов для некоего акустического сопровождения.
Основные причины скрипа и шума
- Низкие температуры. Мороз вызывает затвердевание фрикционного материала некоторых тормозных колодок. Это усиливает трение и соответственно может вызывать нештатные вибрации - которые, собственно, и являются звуком того или иного тона.
- Камешки с дороги. Зимой частицы отсева, которым посыпают дороги против гололеда, иногда застревают между диском и суппортом. Это вызывает писк или скрежет, который исчезает только после того, как камешек выпадет.
- Коррозия на суппортах. Соль и другие агрессивные противогололедные смеси вызывают ржавчину на направляющих суппортов. Из-за этого колодки могут подклинивать, одна из них постоянно подтирает диск, что ведет к нештатному звуковому сопровождению.
- Коррозия на дисках. За день-два стоянки на дисках может образоваться ржавый налет. Он вызывает тревожный скрежет или гул при нескольких первых торможениях. Но потом диск очищается и непонятный звук исчезает.
- Износ колодок или дисков. Причина не сугубо зимняя, но нельзя о ней не сказать. Когда материал стирается, металлическая основа колодки начинает тереться о металл - с соответствующим скрежетом. Продолжать эксплуатацию машины нельзя, это опасно.
- Неправильный монтаж или дешевые запчасти. Хоть зимой, хоть летом некачественные колодки часто дают скрип при малейшей попытке тормозить.
Когда надо бить тревогу
- Если скрип сопровождается вибрациями на педали или руле.
- Если тормозной путь увеличивается или авто ощутимо тормозит хуже.
- Если при торможении машину уводит в сторону.
- Если слышен металлический скрежет - это признак критического износа колодок.
- Если шум не исчезает после нескольких поездок в сухую погоду.
Фото: часто для диагностики писка и скрежета тормозов приходится разбирать колесные тормозные механизмы (freepik.com)
Что делать: советы от механика
- Время от времени проверяйте состояние колодок и дисков. Их лучше заменять при износе более 70%, не дожидаясь полного износа. У современного авто достаточно инспектировать тормоза при каждом плановом ТО.
- Очищайте детали тормозной системы - от грязи, соли и ржавчины.
- Использовать качественные колодки, предназначенные именно для вашей модели. Производители дешевых альтернативных колодок могут экономить на антивибрационных пластинах, на фрикционном материале, на правильной форме накладок.
- Вовремя заменяйте защитные элементы направляющих (пыльники). Применяйте специальные смазки для обработки направляющих суппортов.
Миф или правда: шум тормозов зимой
Относительно шумов, которые издают тормоза, в водительских кругах есть несколько сомнительных утверждений. Рассмотрим их для полной ясности.
Миф №1: если тормоза скрипят - это всегда поломка.
Правда: зимой скрип может быть вызван не поломкой, а другими обстоятельствами. Например, влагой, холодом или даже камешком в суппорте. Это не всегда опасно, но стоит проверить причину, чтобы исключить более серьезную проблему.
Миф №2: соль и реагенты вредят только кузову.
Правда: агрессивные смеси вызывают коррозию на любых стальных деталях, не защищенных должным образом. Деталей тормозной системы это тоже касается. В частности, колодки могут подклинивать, что вызывает звук, износ и перегрев механизма. А самое страшное, что из-за этого возможен неожиданный занос машины на скользкой поверхности
Миф №3: дешевые колодки - это экономия.
Правда: часто более дешевые колодки обходятся дороже дорогих. Например, кроме того что дешевые (или не подходящие) колодки часто шумят, они могут быстрее изнашивать диски.
Миф №4: если шум исчез после нескольких поездок - можно забыть.
Правда: временный скрип действительно иногда оказывается мелочью, не стоящей внимания. Но если он возвращается регулярно - это сигнал для диагностики.
Самое главное
Шумы в тормозной системе часто являются случайными и исчезают через несколько торможений - особенно если речь идет о не новой машине. Но полностью игнорировать их нельзя, и с момента появления к ним стоит прислушиваться. И в случае повторений надо немедленно обращаться на СТО.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали 5 сигналов к замене тормозной жидкости в машине и рассказывали, когда именно ее надо менять.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались, какие тормоза лучше: дисковые или барабанные, и какие на деле дают лучший результат.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre, "Autobild Украина" и Autocar.