ua en ru

Почему городской лимит именно 50 км/ч: что скрывают ПДД

Почему городской лимит именно 50 км/ч: что скрывают ПДД Фото: в населенном пункте наибольшая вероятность попасть в ДТП, и чем меньше будет скорость - тем мягче последствия (Виталий Носач, РБК-Украина)

Типичное почти для всего мира ограничение скорости в пределах населенных пунктов - 50 км/ч. Почему столько и почему так опасно эту цифру превышать - тем более что и наши ПДД в этом вопросе снисходительны к водителю?

О том, почему важно в населенном пункте ездить именно до 50 км/ч и что ждет нарушителя, читайте в материале РБК-Украина.

Лимит скорости в городе

В большинстве стран Европы, да и всего мира, установлено стандартное ограничение скорости в пределах населенных пунктов - 50 км/ч.

На первый взгляд, это определенная Правилами дорожного движения формальность, но еще несколько лет назад в Украине действовал лимит 60 км/ч, и этого законодателям показалось слишком много. На самом деле за ограничением стоит целая система аргументов, исследований и драматических событий, и цифра отнюдь не случайна.

Зачем нужны ограничения скорости

Городские ограничения скорости в первую очередь направлены на защиту пешеходов. Статистика свидетельствует: около 80% наездов на людей случаются именно в черте города. Из них примерно 25% - на пешеходных переходах, а остальные - в местах, где люди переходят дорогу вне разрешенных зон, то есть там, где водитель не ожидает появления человека. И это критически важный момент.

Устанавливая лимит скорости, законодатели всех стран ориентировались как минимум на три ключевые цели:

  • Улучшение видимости и реакции: При более низкой скорости пешеходу легче заметить машину, а водитель имеет больше шансов заблаговременно увидеть человека на дороге - это связано с особенностями человеческого зрения.
  • Уменьшение тормозного пути: Если водитель заметил пешехода с опозданием, меньшая скорость позволяет быстрее остановиться, снижая риск столкновения.
  • Смягчение последствий: В случае, если столкновение с человеком все же произойдет, при меньшей скорости травмы будут менее серьезными, а шансы на выживание - выше.

Почему городской лимит именно 50 км/ч: что скрывают ПДДФото: городской лимит скорости установлен в первую очередь для большей безопасности пешеходов (gettyimages.com)

Почему именно 50 км/ч?

Это не случайная цифра, она базируется на многолетних исследованиях в сфере безопасности дорожного движения:

Реакция водителя. При скорости 50 км/ч водитель имеет больше времени на реакцию в случае опасности - пешеход, ребенок, другое авто.

Тормозной путь. На сухом асфальте тормозной путь с 50 км/ч составляет примерно 25 - 35 метров (зависит от модели шин и покрытия). При 60 км/ч - уже около 45 метров. Рост здесь не линейный, и явно не в пользу пешехода.

Вероятность выживания пешехода. При наезде на пешехода на скорости 50 км/ч шанс выжить для него - около 60%. При 60 км/ч - уже менее 20%, так как сила удара машины будет больше. Физика движения и физиология человека, ничего больше.

Инфраструктура города. Улицы, перекрестки, остановки общественного транспорта - все это создает обстановку, где более высокая скорость становится опасной.

Что будет, если нарушить?

Нарушение скоростного режима в городе - это не просто наказание от государства, это риск для жизни. Хотя и штрафы весомые. Итак, последствий превышения скорости в населенном пункте целый букет:

- Штраф. В Украине превышение скорости более чем на 20 км/ч - это наложение штрафа 340 грн, а превышение более чем на 50 км/ч - 1700 грн.

- Штраф через автоматическую фото- и видеофиксацию. Система автоматического контроля фиксирует нарушения, даже если водитель не остановлен патрулем. Если оплатить такой штраф вовремя, сумма будет вдвое ниже.

- Аварии. По статистике, превышение скорости - одна из главных причин ДТП в городах.

- Тюрьма. В случае аварии с пострадавшими на виновника ложится уголовная ответственность. То есть водитель может сесть за решетку.

Что скрывают ПДД

Правила не всегда объясняют, почему именно так, а не иначе. И это создает иллюзию формальности, особенно у слишком "свободолюбивых" граждан. Но стоит понять, что:

  • ПДД - это компромисс между свободой водителя и безопасностью окружающих. В число которых, кстати, постоянно попадает и сам водитель, когда оставляет авто.
  • 50 км/ч - это предел, за которым риски возрастают в разы.
  • Это не просто норма - это результат анализа тысяч трагедий, которые могли бы не произойти.

Еще одно интересное замечание на тему "ПДД и скорость". На сегодня в Украине есть так называемое "ненаказуемое превышение": если скорость превышена не более чем на 20 км/ч, водитель штраф не получает. Но если происходит ДТП с участием автомобиля-нарушителя, такое превышение фиксируется и в суде считается отягчающим обстоятельством.

Вывод

Да, городской лимит в 50 км/ч - это может показаться слишком суровым для современных авто, динамичных и оснащенных системами безопасности и электронными помощниками. Но это ограничение на пользу самому водителю, ведь ни один из нас не застрахован от столкновения с пешеходом.

И тогда водитель становится максимально заинтересованным в том, чтобы пешеход выжил - что гораздо вероятнее, когда удар произошел на меньшей скорости - скажем, на 50 км/ч, а не на 70 км/ч.