5 функций Запорожца, которые удивят водителя 21 века
Фото: с точки зрения сегодняшнего водителя "Запорожец" имел интересные опции (Игорь Широкун, РБК-Украина)
Во многом мир стоит на стереотипах, часто ошибочных и бесполезных для цивилизации. Вот и наш старый добрый "Запорожец", "хорошо известный" общественности как примитивное бюджетное авто, на самом деле был незаурядной и отнюдь не бедной машиной.
О самых интересных нюансах культовой украинской малолитражки, которые стоило бы возродить в нашем ХХI веке, читайте в материале РБК-Украина.
Двери наоборот
У первого из "Запорожцев" ЗАЗ-965 двери открывались против хода, потому что были навешаны на задних петлях. Решение, довольно распространенное в первой половине - середине ХХ века.
Популярность таких дверей объяснялась удобством процесса. Ведь дверной проем открывался для посадки с той стороны, откуда человеку удобнее сразу опускаться на подушку кресла - без предварительного занесения ног в щель перед сиденьем.
Однако, большой минус такой схемы в опасности, что плохо закрытая дверь будет открыта встречным потоком воздуха. Из-за такой опасности подобное решение называют суицидальными дверями (от суицид - самоубийство).
Наверное, именно поэтому навеску двери на задней стойке кузова в наше время практически не используют. Такие остались в основном на малораспространенных моделях типа BMW i3, Mazda RX-8, Toyota FJ Cruiser и даже Rolls-Royce Phantom.
Два багажника
И у первого из "Запорожцев" - "горбатого" ЗАЗ-965, и у второго - "ушастого" ЗАЗ-966 действительно было два багажника. Один - спереди, под передним капотом, и еще один - сзади, в салоне за спинкой заднего сиденья.
Второй отнюдь не был лишним, ведь одного лишь основного переднего было недостаточно. Мало того, что он сам был небольшой, так в нем еще помещалось запасное колесо, аккумулятор, отопитель и механизм рулевого управления.
Задний багажник "Запорожца" вмещал два чемодана приличного размера, и немалым преимуществом было то, что добраться до его содержимого можно было, не выходя из машины.
Фото: два багажника - не от хорошей жизни, но внутренний имел некоторые преимущества (Игорь Широкун, РБК-Украина)
Двигатель не на месте
Силовой агрегат у всех "Запорожцев" расположен сзади, соответственно, спереди у него багажник. Нельзя сказать, что задний двигатель дает водителю какие-то особые преимущества - разве что, кроме лучшей проходимости на скользких поверхностях.
И "Запорожцы", и другие аналогичные модели, будучи спроектированными под такую компоновку, характеризуются как практичные и рациональные машины. Весь силовой агрегат компактно размещался в одном месте, к тому же не нуждался в дорогостоящих узлах типа ШРУСов.
Между прочим, заднемоторные автомобили можно увидеть на дорогах и в наше время. Причем это не только массовые модели типа Smart и Renault Twingo III, но и эксклюзивные нишевые авто Porsche-911.
"Автономка"
Маленький и недорогой автомобильчик запорожского производства всегда имел очень нетипичную для машин этого класса "печку". Это был мощный автономный обогреватель, который работал на бензине, не зависел от двигателя и движения машины - да еще и отличался большой производительностью при любых морозах.
Интересный нюанс: при необходимости отопитель "ЗАЗика" можно переключить в режим предпускового подогрева двигателя зимой. Подобные универсальные системы в наше время называются обобщающим названием "автономка" (она же "вебасто", она же "ебершпехер").
Позволить себе подобные могут только владельцы премиальных авто, а в "Запорожцах" такой обогреватель комплектовался с завода "по умолчанию".
Фото: заднее расположение двигателя - решение, в наше время доступное только на эксклюзивных моделях (Игорь Широкун, РБК-Украина)
Воздушное охлаждение
У двигателя "Зазиков" - специально спроектированного V4 с блоком из магниевого сплава - была воздушная система охлаждения. А значит, не было шлангов, патрубков и радиатора с антифризом, который через те патрубки рано или поздно начинал вытекать на асфальт.
Очень рациональную воздушную систему ценили знающие инженеры, ведь она была лишена целого перечня слабых мест, которые создавали владельцам подержанных машин кучу проблем.
Простые и рациональные моторы-"воздушники" более сложны в проектировании, чем "водянки", поэтому от них постепенно отказался весь мировой автопром. Последняя для нашего времени машина с воздушным охлаждением - Porsche-911 в ее IV поколении, снятая с производства в 1998 году.
Самое главное
На самом деле здесь мы упомянули еще не все изюминки "Запорожца", но о них мы поговорим в следующий раз. Ведь автомобиль это был - при всех его плюсах и минусах - неординарный и достойный внимания.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали загадку "Запорожца": почему его мотор был сзади и что это давало водителю?
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались, с кем и как конкурировал ЗАЗ-965 на зарубежных рынках и кто победил в сравнительных тестах с иномарками
При подготовке статьи были использованы материалы музеев "Колеса Истории" и "Фаэтон".