ua en ru

Отпуск в горах на авто: ошибки водителя, которые могут стоить жизни

Отпуск в горах на авто: ошибки водителя, которые могут стоить жизни Фото: ошибки на горной дороге могут дорого стоить для водителя и пассажиров (unsplash.com)

Дорога в горах - особый тип автодорог и с точки зрения работы машины, и с точки зрения безопасности движения. Неудивительно, что рядовой водитель-горожанин часто действует наугад и ошибается. Чего следует избегать в первую очередь?

О смертельно опасных ошибках водителя на горной дороге читайте в материале РБК-Украина.

Почему в горах тяжело управлять машиной

Передвижение по горным дорогам сложное как для водителя, так и для машины. Причины одинаковы для всех горных районов и в Украине, и в соседних странах:

  • Ограниченная видимость дороги;
  • Крутые повороты;
  • Узкая проезжая часть;
  • Низкое атмосферное давление, из-за чего падает отдача мотора;
  • Подъемы и спуски, которые дополнительно нагружают двигатель, трансмиссию и тормоза.

Преодоление этих сложностей требует особых знаний и навыков, часто недоступных рядовому автомобилисту. В результате водитель совершает ошибки, которые могут привести к тяжелым авариям.

Неправильное торможение

В горах нельзя тормозить одной лишь тормозной системой. На самом деле главным средством замедления на длинных спусках является торможение двигателем. А педаль надо использовать только для точной регулировки скорости, например, перед поворотом или в случае экстренной остановки.

Интенсивность торможения двигателем зависит от передачи - следует выбрать такую, чтобы при отпущенных педалях автомобиль двигался вниз с безопасной скоростью. В машинах с автоматической коробкой передач для этого может потребоваться переход в ручной режим (manual или sport), чтобы самостоятельно выбрать подходящую передачу.

Если же постоянно пользоваться только тормозами, они перегреются, в системе закипит тормозная жидкость - и машина останется без тормозов.

Если спуск короткий и торможение двигателем невозможно, надо замедляться короткими, но интенсивными нажатиями на педаль, а не держать ее постоянно нажатой.

Отпуск в горах на авто: ошибки водителя, которые могут стоить жизниФото: серпантин - непростой, но еще не самый сложный элемент горной дороги (unsplash.com)

Дилетантский штурм подъемов

Распространенная ошибка водителей - слишком высокие или слишком низкие обороты двигателя, что вредит мотору. Оптимальный диапазон надо найти в заводском мануале, но обычно на длительном подъеме следует держать от 2000 до 4000 оборотов в минуту.

Хотя автомобиль может ехать и при других оборотах, это либо вредит техническому состоянию (перегрев, чрезмерное потребление масла), либо создает опасность для экипажа. Ведь двигатель, работающий на низких оборотах под нагрузкой, не сможет быстро ускорить машину в критической ситуации.

Некоторые автоматические коробки передач в горах работают некорректно, преждевременно переключаясь на более высокую передачу. В таких случаях следует перейти в ручной режим и самостоятельно выбрать передачу.

Наконец, во время подъема не стоит обращать внимание на обгоняющих вас водителей - возможно, у них более мощные двигатели или другое отношение к безопасности.

Ошибочная передача в повороте

На горных серпантинах часто приходится снижать скорость до 5-15 км/ч, иначе можно не вписаться в крутой поворот, особенно если он имеет значительный перепад высоты.

К таким поворотам следует подъезжать уже на пониженной передаче. Если начать переключение непосредственно в повороте, водителю может не хватить времени, внимания или физических возможностей, чтобы одновременно контролировать руль, педали и ситуацию на дороге.

Выезд на встречную полосу

Многие повороты в горах имеют ограниченную видимость, а ширина дороги часто минимальна. Поэтому важно всегда держаться своей полосы и не выезжать на встречную. Особенно опасно обгонять на подъемах - в конце подъема дорога не просматривается, и вы рискуете столкнуться со встречным или попутным транспортом.

Кроме того, на незнакомой трассе невозможно предсказать, хватит ли мощности двигателя для завершения обгона, если угол подъема внезапно изменится. В горах обычно нет места для альтернативного маневра, если вы задержитесь на встречной полосе.

Отпуск в горах на авто: ошибки водителя, которые могут стоить жизниФото: в горах Европы и сегодня есть дороги, движение по которым открыто только летом и только днем (unsplash.com)

Остановка на обочине

Прежде всего учтите, что обочин на горных дорогах часто нет. А если есть, то они узкие и не вмещают полностью машину.

Между тем, причин для остановки в горах больше, чем на равнинной дороге: пассажиры могут почувствовать тошноту, водитель быстрее устает, а пейзажи побуждают сделать паузу. Поэтому на многих горных трассах обустроены специальные площадки.

Они обычно небольшие, но именно на них следует останавливаться. Обочины (если они есть) или местные расширения дороги для этого не подходят. Не путайте смотровые площадки с аварийными карманами - специальными зонами для остановки машин, потерявших управление, которые расположены в конце длинных спусков. Останавливаться в таких карманах не следует.

Вывод

Возможно, кому-то это покажется странным, но даже в развитых странах в горных регионах есть дороги, которые требуют от водителя определенной квалификации. Поэтому если на вашем маршруте впереди есть горный массив, лучше уточнить заранее, какого класса дорога вас ждет.

И соответственно настроиться на внимательность и аккуратность - или в случае неуверенности поискать альтернативный, менее сложный маршрут.