Как уменьшить тормозной путь на скользкой дороге: лайфхаки
Фото: на скользкой дороге надо тормозить по-особенному (unsplash.com)
На скользкой дороге тормозной путь может увеличиться в 2-3 раза, но опытный водитель знает несколько приемов, как избежать такого опасного развития событий. Мы готовы поделиться этими секретами.
О том, как правильно пользоваться тормозами и шинами, чтобы успешно останавливать автомобиль даже на скользкой дороге, читайте в материале РБК-Украина.
1. Умеренная скорость
- Уменьшайте скорость заблаговременно, особенно перед поворотами и перекрестками, где могут возникнуть дополнительные факторы опасности.
- Используйте простое правило: чем более скользкой кажется вам дорога, тем меньше должна быть скорость.
2. Торможение двигателем
Переключайтесь на низшую передачу, плавно отпускайте сцепление и оставляйте отпущенным акселератор.
Таким образом авто сначала будет замедляться без резкого нажатия на тормоза - исключительно за счет сопротивления двигателя, который работает на холостом ходу. Это уменьшает риск блокировки колес и заноса - а значит, торможение будет более эффективным и безопасным.
Однако следует признать, что тормозить двигателем на совершенно скользкой поверхности тоже надо уметь. Помогут освоить этот прием простейшие тренировки.
Фото: побочный - и порой смертельный - эффект торможения на скользкой дороге - разворот машины и вылет на встречную полосу (unsplash.com)
3. Прерывистое торможение.
Когда заторможенные колеса проскальзывают по поверхности дороги, они почти не замедляют машину, да еще и разворачивают ее. Именно для избежания подобных случаев и устанавливают антиблокировочную систему ABS. А когда на машине такой нет, умелый водитель может ее сымитировать.
Для этого следует не тормозить упрямо "в пол", а нажимать педаль и тут же отпускать ее, не давая колесам блокироваться. Чем чаще водитель сможет повторять циклы "нажал-отпустил", тем лучше.
Также имеет значение сила нажатия. Идеальным будет поймать тот момент, когда колеса вот-вот заблокируются - чтобы тут же отпустить педаль.
Этому приему можно научиться буквально за несколько тренировок. Сначала самым сложным моментом будет отпускать тормозную педаль, когда машина еще двигается, но скоро придет необходимый навык.
4. Состояние шин
Очень многое зависит от качества шин и их состояния. Понятно, что премиальные зимние покрышки тормозят лучше прочих. И именно они, кстати, позволяют реализовать все возможности электронных систем безопасности и ассистентов водителя типа ABS, ESP и прочих.
Второе обстоятельство - желательно иметь зимние шины как можно моложе по возрасту и с как можно более глубоким протектором. Дело в том, что старая резина твердая и хуже цепляется за микрорельеф асфальта. А близкий к максимальному износу протектор (в Украине это глубина 1,6 мм) не вмещает в себе влагу и снег, собранные с поверхности при остановке вращения колеса.
И не забывайте о давлении в шинах: оно должно соответствовать норме. Потому что слишком низкое или высокое изменяет пятно контакта протектора с дорогой - а значит, и сцепление с ней.
5. Тормозная система
- Проверяйте тормозные колодки и диски. Изношенные детали ухудшают плавность срабатывания системы и мешают водителю тормозить плавно.
- Используйте систему ABS правильно. Когда на машине есть антиблокировочная система, нажимайте на педаль тормоза равномерно и не отпускайте ее, когда система начнет срабатывать. Но имейте в виду, что когда вы слышите срабатывание АБС (характерный треск педали), тормозной путь может наоборот увеличиться. (Напомним, что задача антиблокировочной системы - удержать машину от разворота при торможении.)
6. Маршрут и прогнозирование
Если вам давно известен маршрут, по которому вы двигаетесь во время гололеда, учтите, насколько вероятно возникновение на нем опасных участков - возможно, стоит воспользоваться другим путем?
А вообще, где бы вы ни двигались, следуйте простым советам:
- Держите увеличенную дистанцию до авто впереди - минимум вдвое большую, чем в сухую погоду.
- Постоянно прогнозируйте развитие ситуации на дороге. Смотрите дальше вперед, чтобы заблаговременно реагировать на препятствия, и предусматривайте наиболее реальные действия водителей других машин и пешеходов.
Самое главное
Уменьшить тормозной путь на скользкой дороге можно только комплексно: правильная техника управления, техническая адекватность авто и умение прогнозировать ситуацию на дороге. А самый важный и простой прием - держать соответствующую ситуации скорость и действовать плавно и предусмотрительно.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали 5 сигналов к замене тормозной жидкости в машине и рассказывали, когда именно ее надо менять.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались, какие тормоза лучше: дисковые или барабанные, и какие на деле дают лучший результат.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre, "Autobild Украина" и Autocar.