Почему дергается АКПП на холодном старте
Фото: гидромеханические "автоматы" не зря называют классическими: они наиболее комфортные (freepik.com)
Одна из проблем, которая может огорчить счастливого владельца авто с АКП - рывки и толчки при движении на холодной машине. Это может быть и тревожным симптомом, и копеечной мелочью - как вовремя отличить одно от другого?
О том, как спасти автоматическую коробку передач от назревающей беды, читайте в материале РБК-Украина.
Почему дергается автомат
Прежде всего следует понимать, что рывки и толчки при переключении передач возникают не только из-за неисправности автомата, но и из-за проблем в других системах авто.
Здесь мы будем говорить именно о классической АКП - автоматической коробке передач гидромеханического типа. Это сложный и дорогой узел автомобиля, но именно такой тип "автоматов" - в отличие от "роботов" и вариаторов - обеспечивает максимально комфортное управление, надежность и большой ресурс.
Показательно, что чаще всего водители сталкиваются с проблемой рывков АКП именно при холодном старте, когда после длительной стоянки на холоде двигатель и трансмиссия еще не прогреты.
Рассмотрим основные причины, понимая, что часто промедление с устранением проблемы приводит к усугублению ситуации и еще более дорогостоящему ремонту.
Фото: классические гидромеханические АКП устроены, мягко говоря, сложно (mercedes-benz.com)
Причины рывков в АКП
Упал уровень масла в АКП. Если масла недостаточно, давление в системе падает, и АКПП работает нестабильно. Стоит уровню снизиться хотя бы на пол-литра ниже допустимого минимума, и современная автоматическая коробка начинает работать с толчками и рывками в разных режимах
Проблемы гидроблока. Износ соленоидов - электромагнитных клапанов, регулирующих подачу давления в гидроблоке и соответственно, переключение передач. Их износ или засорение вызывает толчки при переключении. Причем засорение каналов или износ клапанов в гидроблоке часто проявляется именно на холодном запуске.
Износ фрикционных дисков (пакеты фрикционов). При холодном старте, когда рабочая жидкость в коробке еще густая, изношенные диски могут пробуксовывать. Что и вызывает рывки во время движения. Еще одна чисто механическая проблема автомата - изношенные ленточные тормоза, которые в классических АКП управляют планетарными передачами.
Проблема с подушками двигателя и коробки передач. Когда автомобиль стоит неподвижно, а при переводе селектора с нейтрали на режим D или R ощущаются рывки, первым делом осматривайте опоры силового агрегата. Если они изношены, агрегат при включении переднего или заднего хода смещается сильнее, чем должно быть, и это вызывает ощутимый толчок.
Датчики двигателя. Электронный блок управления АКП часто использует некоторые датчики двигателя - например, оборотов коленвала, положения дроссельной заслонки и т.д. И если этот датчик немного врет, блок управления трансмиссией, значит, будет опираться на ложные данные. Так что двигатель будет дергаться в момент переключения передач.
Блок управления АКП. Ошибки в работе ЭБУ коробки могут наиболее явно проявляться при холодном силовом агрегате - вплоть до грубых, ударных переключений.
Плата мехатроника. Так называемый мехатроник - отдельный блок управления теми самыми упомянутыми выше соленоидами. Выход из строя его платы влечет за собой различные проблемы в работе трансмиссии, в том числе и те самые рывки. Причем - не обязательно в холодном состоянии.
Риски и последствия
- Игнорирование некоторых симптомов может привести к преждевременному капитальному ремонту АКП. Естественно, "капиталка" стоит значительно дороже, чем своевременное техническое обслуживание.
- Длительная езда с рывками провоцирует еще больший износ элементов трансмиссии. А вместе с тем и двигателя, который испытывает знакопеременные нагрузки при каждом кратковременном проскальзывании.
- Рывки, толчки при движении на холодной машине и подобные неисправности могут вызвать опасные ситуации на дороге. Например, когда машина вдруг теряет динамику при обгоне или выезде на полосу с оживленным движением.
Как избежать неисправностей АКП
- Проверяйте уровень и состояние масла - либо сами, либо на СТО. Если ATF темное или имеет запах гари, пора его заменить. Так же стоит прислушаться к рекомендациям профессионалов по регулярной замене масла, даже если автопроизводитель пишет в мануале о пожизненном сроке службы жидкости в вашем "автомате".
- Регулярно проводите диагностику АКП в специализированных сервисах.
- Морозным утром прогревайте не только двигатель, но и коробку передач, чтобы масло стало менее вязким. Для этого при нажатой педали тормоза подержите трансмиссию в положении D и R.
- Используйте качественную трансмиссионную жидкость, рекомендованную производителем.
Самое главное
Дерганье АКП на холодном старте - это не единственный сигнал о том, что трансмиссия работает нештатно и в ней, возможно, назревает большая проблема и дорогостоящий ремонт. Не игнорируйте непонятные симптомы в работе коробки-"автомата". Ведь даже легкие толчки могут сигнализировать о серьезных проблемах.
Между тем, своевременная диагностика и обслуживание помогут избежать преждевременного ремонта и обеспечат штатную работу коробки передач.
Ранее в нашей публикации мы обсуждали, что надо доливать в бачки под капотом авто и какие рабочие жидкости автомобиля можно смешивать.
Кроме того, в прошлый раз наши автоэксперты разбирались, почему пешеход не всегда прав и выясняли, как водителю защитить свои права в неоднозначных ситуациях с участием пешеходов.
При подготовке статьи были использованы материалы Autocentre, Autobild и L`Automobile.