ua en ru

Почему дергается АКПП на холодном старте

Почему дергается АКПП на холодном старте Фото: гидромеханические "автоматы" не зря называют классическими: они наиболее комфортные (freepik.com)

Одна из проблем, которая может огорчить счастливого владельца авто с АКП - рывки и толчки при движении на холодной машине. Это может быть и тревожным симптомом, и копеечной мелочью - как вовремя отличить одно от другого?

О том, как спасти автоматическую коробку передач от назревающей беды, читайте в материале РБК-Украина.

Почему дергается автомат

Прежде всего следует понимать, что рывки и толчки при переключении передач возникают не только из-за неисправности автомата, но и из-за проблем в других системах авто.

Здесь мы будем говорить именно о классической АКП - автоматической коробке передач гидромеханического типа. Это сложный и дорогой узел автомобиля, но именно такой тип "автоматов" - в отличие от "роботов" и вариаторов - обеспечивает максимально комфортное управление, надежность и большой ресурс.

Показательно, что чаще всего водители сталкиваются с проблемой рывков АКП именно при холодном старте, когда после длительной стоянки на холоде двигатель и трансмиссия еще не прогреты.

Рассмотрим основные причины, понимая, что часто промедление с устранением проблемы приводит к усугублению ситуации и еще более дорогостоящему ремонту.

Почему дергается АКПП на холодном стартеФото: классические гидромеханические АКП устроены, мягко говоря, сложно (mercedes-benz.com)

Причины рывков в АКП

Упал уровень масла в АКП. Если масла недостаточно, давление в системе падает, и АКПП работает нестабильно. Стоит уровню снизиться хотя бы на пол-литра ниже допустимого минимума, и современная автоматическая коробка начинает работать с толчками и рывками в разных режимах

Проблемы гидроблока. Износ соленоидов - электромагнитных клапанов, регулирующих подачу давления в гидроблоке и соответственно, переключение передач. Их износ или засорение вызывает толчки при переключении. Причем засорение каналов или износ клапанов в гидроблоке часто проявляется именно на холодном запуске.

Износ фрикционных дисков (пакеты фрикционов). При холодном старте, когда рабочая жидкость в коробке еще густая, изношенные диски могут пробуксовывать. Что и вызывает рывки во время движения. Еще одна чисто механическая проблема автомата - изношенные ленточные тормоза, которые в классических АКП управляют планетарными передачами.

Проблема с подушками двигателя и коробки передач. Когда автомобиль стоит неподвижно, а при переводе селектора с нейтрали на режим D или R ощущаются рывки, первым делом осматривайте опоры силового агрегата. Если они изношены, агрегат при включении переднего или заднего хода смещается сильнее, чем должно быть, и это вызывает ощутимый толчок.

Датчики двигателя. Электронный блок управления АКП часто использует некоторые датчики двигателя - например, оборотов коленвала, положения дроссельной заслонки и т.д. И если этот датчик немного врет, блок управления трансмиссией, значит, будет опираться на ложные данные. Так что двигатель будет дергаться в момент переключения передач.

Блок управления АКП. Ошибки в работе ЭБУ коробки могут наиболее явно проявляться при холодном силовом агрегате - вплоть до грубых, ударных переключений.

Плата мехатроника. Так называемый мехатроник - отдельный блок управления теми самыми упомянутыми выше соленоидами. Выход из строя его платы влечет за собой различные проблемы в работе трансмиссии, в том числе и те самые рывки. Причем - не обязательно в холодном состоянии.

Риски и последствия

  • Игнорирование некоторых симптомов может привести к преждевременному капитальному ремонту АКП. Естественно, "капиталка" стоит значительно дороже, чем своевременное техническое обслуживание.
  • Длительная езда с рывками провоцирует еще больший износ элементов трансмиссии. А вместе с тем и двигателя, который испытывает знакопеременные нагрузки при каждом кратковременном проскальзывании.
  • Рывки, толчки при движении на холодной машине и подобные неисправности могут вызвать опасные ситуации на дороге. Например, когда машина вдруг теряет динамику при обгоне или выезде на полосу с оживленным движением.

Как избежать неисправностей АКП

  • Проверяйте уровень и состояние масла - либо сами, либо на СТО. Если ATF темное или имеет запах гари, пора его заменить. Так же стоит прислушаться к рекомендациям профессионалов по регулярной замене масла, даже если автопроизводитель пишет в мануале о пожизненном сроке службы жидкости в вашем "автомате".
  • Регулярно проводите диагностику АКП в специализированных сервисах.
  • Морозным утром прогревайте не только двигатель, но и коробку передач, чтобы масло стало менее вязким. Для этого при нажатой педали тормоза подержите трансмиссию в положении D и R.
  • Используйте качественную трансмиссионную жидкость, рекомендованную производителем.

Самое главное

Дерганье АКП на холодном старте - это не единственный сигнал о том, что трансмиссия работает нештатно и в ней, возможно, назревает большая проблема и дорогостоящий ремонт. Не игнорируйте непонятные симптомы в работе коробки-"автомата". Ведь даже легкие толчки могут сигнализировать о серьезных проблемах.

Между тем, своевременная диагностика и обслуживание помогут избежать преждевременного ремонта и обеспечат штатную работу коробки передач.