Была круче Mercedes? За что водители СССР особенно ценили "Таврию"

Это сегодня данную машину вспоминают в основном с иронией и пренебрежением, а в советское время она была едва ли не самой желанной моделью во всей большой стране. Чем была такая выдающаяся запорожская "Таврия"?
О перевороте в сознании отечественных автомобилистов, который повлекло появление в продаже новой модели ЗАЗ-1102 "Таврия" читайте в материале РБК-Украина.
Почему водители СССР так ценили "Таврию"
Во времена, когда автомобиль был не столько средством передвижения, сколько символом достатка и независимости, появление "Таврии" стало настоящим прорывом. Водители СССР ценили ее не только за доступность, но и за ряд уникальных преимуществ, которые отличали ее среди других советских машин.
Но первое, что поразило потребителя - завод, производивший устаревшие на середину 1980-х заднемоторные "Запорожцы", вдруг выпустил такую модную и технически совершенную модель. Оказывается, недорогой доступный автомобиль может быть современным!
Техническая революция за реальные деньги
"Таврия" стала одним из первых переднеприводных автомобилей, серийно производившихся в СССР. Вместе с другими конструкторскими решениями это означало:
- Лучшую управляемость на скользких дорогах
- Больше места в салоне благодаря новой компоновке
- Уменьшение расхода топлива
Для многих водителей это был настоящий шаг в будущее - от архаичных "Запорожцев" к более современному формату авто.
Фото: после прихода на ЗАЗ корейской Daewoo Motors "Таврии" стали более качественными (архивное фото)
Доступность и экономичность
По сравнению с суперпопулярными ВАЗовскими моделями (годом ранее появился тоже переднеприводный ВАЗ-2108 "Спутник"), "Таврия" была ниже по классу, но тоже соответствовала требованиям времени и запросам потребителей:
- Доступная по цене
- Экономная в расходе горючего (до 6 л/100 км)
- Динамичная
- Имела модный и практичный кузов хэтчбек
- Простая в обслуживании - многие узлы можно было ремонтировать самостоятельно
Практичность и вместительность
Многофункциональный кузов хэтчбек тогда только вошел в моду, а в стране "Таврия" была лишь третьей моделью такого типа.
Такая компоновка позволяла:
- Удобно перевозить багаж (дополнительная фишка ЗАЗ-1102 - свободный от запаски багажник)
- Использовать авто для перевозки как пассажиров, так и грузов - например, при поездках на дачу
- Легко трансформировать салон (увеличивать багажник) для различных нужд
Позже, когда в стране появилось мелкое предпринимательство, "Таврию" заново оценили те, кто занимался торговлей или производил свою продукцию - она была универсальным помощником.
Гордость украинского автопрома
Для многих водителей "Таврия" была не просто машиной, а символом технического прогресса Украины. Спроектированная и произведенная в Запорожье, она не была аналогом или тем более копией какой-то зарубежной модели. Следовательно, эта машина стала доказательством того, что отечественные инженеры способны создать конкурентоспособный продукт.
Самое важное
Несмотря на критику за качество сборки (в первые годы производства), жесткий пластик салона и плохую "шумку", "Таврия" оставила теплые воспоминания в сердцах многих.
Придет время, и ее оценят коллекционеры - и как удачный образец техники конца ХХ в., и как народный автомобиль первых лет Независимости. Собственно, в собраниях некоторых автомобильных музеев ЗАЗ-1102 можно увидеть уже сегодня.
Ранее в нашей публикации мы рассказывали о четырех редких "Тавриях", которых вы никогда не видели.
Также в отдельной статье мы разбирались, каким был рамный универсал ЗАЗ-1701 на базе "Таврии" и сожалели по поводу того, что он не попал на конвейер.
При подготовке статьи были использованы материалы музеев "Колеса Истории" и "Фаэтон".