Украина присоединяется к консультациям между РФ и ЕС о введении утилизационного сбора на авто, - источники
Украина решила присоединиться к торговым консультациям между Россией и крупнейшими государствами-автопроизводителями, такими как ЕС, США и Япония, по поводу применяемого в РФ с 1 сентября 2012 г. утилизационного сбора на автомобили иностранного производства. Об этом "Коммерсант-Украина" сообщили несколько источников, близких к секретариату Всемирной торговой организации (ВТО).
"Подобный шаг обсуждался уже давно, но украинские власти воздерживались от него. Однако во вторник решение было принято, и правительство поручило посольству в Женеве подать соответствующую заявку", - рассказал один из собеседников издания.
Евросоюз еще 9 июля подал в секретариат ВТО заявку на проведение консультаций с Россией. Конфликт возник вокруг утилизационного сбора, который для новых легковых машин составил 17,2-110 тыс. руб. (520-3325 долл.), для новых коммерческих автомобилей - 75-450 тыс. руб. (2,3-13,6 тыс. долл.), для подержанных автомобилей - 132-1700 тыс. руб. (4-51,4 тыс. долл.). Сбор должны платить и импортеры, и производители, но от уплаты освободили российских производителей, принявших добровольные обязательства по утилизации выпускаемых машин. Это позволило ЕС говорить о дискриминационном характере сбора. К консультациям присоединились США, Япония, Китай и Турция.
Действующий в России утилизационный сбор ударил и по украинским автопроизводителям. По данным Госстата, по итогам января-мая производство автомобилей в стране упало более чем вдвое - на 57,4%, а экспорт легковых автомобилей в СНГ рухнул на 74,6%, до 21 млн долл. Однако до сих пор в правительстве верили в возможность решения проблемы в ходе двусторонних переговоров - предполагалось получение национальными производителями льгот, сравнимых с теми, что предусмотрены для российских компаний.
Читайте также: Япония присоединилась к жалобе Евросоюза на РФ в ВТО по поводу утилизационного сбора на автомобили
Ситуация осложняется тем, что, в отличие от других стран, Украина также намерена ввести утилизационный сбор с импортных автомобилей. В начале июля Верховная рада приняла законопроект №0936, устанавливающий базовые ставки утилизационного сбора. С новых легковых автомобилей нужно будет платить 4,73-30,2 тыс. грн в зависимости от объема двигателя, с подержанных - 9,46-60,5 тыс. грн. Плата для остальных видов новых транспортных средств составит 8,8-14,74 тыс. грн, подержанных - 17,6-29,4 тыс. грн в зависимости от их массы. Впрочем, документ еще не подписан президентом. "В случае вступления закона в силу Украина будет выглядеть очень странно: мы боремся с дискриминацией в России, однако одновременно вводим у себя аналогичную. Неслучайно сейчас активно обсуждается вопрос возможности ветирования закона президентом", - говорит гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. В представительстве ЕС в Украине сказали, что в случае вступления этого закона в силу Евросоюз будет инициировать аналогичные консультации с Украиной.
По оценкам юристов, обращение Украины к механизмам ВТО выглядит более надежным инструментом защиты интересов национальных производителей, чем двусторонние переговоры. "Практика присоединения к консультациям, инициированным другой страной-членом ВТО, является достаточно распространенной. Для этого государству необходимо уведомить о своем желании консультирующиеся стороны и орган по урегулированию споров, обосновав при этом свой значительный торговый интерес в споре", - пояснила советник юрфирмы "Саенко Харенко" Наталья Микольская. По ее словам, такое участие возможно в различных формах: от минимального, позволяющего получить доступ к конфиденциальным переговорам, которые проводятся в рамках консультаций, до возможности предлагать свои пути устранения спорных проблем, наиболее приемлемые для Украины.
Страна впервые использует этот инструмент для защиты своих интересов на рынке РФ. "Украина и Россия являются членами ВТО, поэтому решение некоторых торговых споров с помощью механизмов ВТО выглядит логичным. Работа в консультационных комитетах пойдет на пользу нашей торговой практике", - считает бывший министр экономики Богдан Данилишин.