Как водить экономно. Советы специалистов
Евгений Гордейчик, для РБК-Украина
В Европе, где бензин дорогой, распространены школы экономичного вождения, где водителей учат рационально использовать ресурсы авто. Сейчас экономия топлива стала актуальной и для украинских водителей. Впрочем, водить экономично достаточно просто. Главное правило - вести машину максимально плавно, без резких ускорений и на как можно более низких оборотах. Лишь на этом можно сэкономить до 20% топлива.
Бензин бензину рознь
Украинским автомобилистам в вопросах качества топлива в ближайшие годы придется полагаться лишь на себя. 31 июля Верховная рада приняла изменения в закон "О государственном бюджете Украины на 2014 год", которые, по сути, запрещают нефискальные проверки бизнеса. В новом бюджете эта мера продлена на 2015-2016 гг. По мнению заместителя директора НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева это значит, что реального контроля качества топлива на АЗС государственными органами не будет.
Совет Рябцева - экспериментальным путем найти АЗС с топливом, на котором машина едет лучше всего и заправляться там. Такой эксперимент абсолютно безопасен, уверяет он. "Может уменьшиться мощность и резко возрасти расход. Но за пару раз ничего страшного с двигателем не произойдет", - уверен он.
По его словам, на брендовых АЗС конкретная заправка обычно получает топливо от одного поставщика, поэтому качество будет стабильным. Зато, найдя заправку с качественным топливом, можно увеличить пробег машины на 5-10%.
Единственный нюанс - лучше не заправляться в день завоза новой партии бензина. "Если вы увидели, что заправщик заполняет танки на заправке, старайтесь не заправляться в этот день. Заливаемое топливо поднимет со дна танков осадок и грязь, которые забьют фильтры топливной системы", - поясняет начальник департамента сервиса корпорации "УкрАВТО", Вячеслав Маркушин.
Эксперты однозначно рекомендуют избегать дешевого "био" бензина, содержащего этанол. В отличие от обычного бензина, качество которого должно соответствовать госстандартам, спиртосодержащее топливо изготавливается по техническим условиям производителей. А в техусловии можно прописать любые параметры. "Нет никакого био. При ценах на нефть ниже 80 долл. за баррель изготовление альтернативного топлива не имеет смысла. У нас "био" называют топливо непонятного качества, чтобы меньше акцизов платить", - отметил президент ассоциации нефтетрейдеров Украины Леонид Косянчук.
Сложнее определится с целесообразностью заправки дорогим "брендовым" топливом с "нано" присадками. Прежде всего, не стоит ожидать, что расход такого бензина будет существенно меньше. К примеру, сеть "ОККО" обещает, что на 100 л топлива Pulls-95 авто проедет на 53 км больше, чем на обычном А-95 "евро". Но и стоит 1 л "пульса" на 1 грн дороже обычного бензина. "Прирост есть. Но он несопоставим с надбавкой на это топливо. Скорее, это гарантия того, что покупатель приобретает качественное топливо", - поясняет Рябцев.
По его мнению, регулярное использование топлива, содержащего присадки, которые снижают трение, улучшают сгорание и прочищают топливную систему оправдано лишь для европейских и японских авто последних лет. Для американских машин и старых автомобилей есть смыл заправляться дорогим топливом лишь изредка - чтобы промыть систему. "Нужно смотреть на инструкцию - если там указано, что нужен бензин "регуляр" или "премиум" - можно лить обычный качественный А-95. Если производитель рекомендует "супер-премиум" - придется раскошелиться", - посоветовал эксперт.
ТОП 5 самых экономичных авто
Спеши медленно
Впрочем, главная экономия кроется в манере вождения. "Нужно смотреть на тахометр. Переключение на передачу вверх на допустимо низких оборотах сэкономит топливо. Можно ввести правило, передвигаясь по городу, переключаться вверх на 2000 оборотах", - говорит Маркушин.
У владельцев авто с АКПП жизнь сложней. Там переход коробки на высокие передачи осуществляется путем включения функции "овердрайв". Обычно производители рекомендуют выключать эту функцию при вождении в городе, где большие скорости не нужны. "При выключенном режиме овердрайв топливо не экономится, но экономится ресурс АКПП", - отмечает Маркушин.
Что обойдется дешевле - экономия на топливе или преждевременный ремонт коробки - трудно сказать. Главное, во всем соблюдать меру. По словам эксперта из "Укравто", распространенное мнение, что медленное добавление газа позволяет уменьшить расход - это миф. Работа двигателя на низких оборотах приводит к такому же повышению расхода, как и на высоких.
А вот рекомендацией производителей по возможности тормозить двигателем не стоит пренебрегать. И не только из-за соображений безопасности. В авто с инжектором при торможении двигателем компьютер перекрывает подачу топлива. Потребление в этом режиме снижается до 0,5 - 0,6 л на 100 км.
Уменьшить потребление можно, избегая лишних переключений передач. "При маневрах старайтесь заранее просчитать траекторию и скорость движения так, чтобы выполнить его просто дозируя газ. Избежание принудительного сброса момента поможет значительно снизить расход топлива", - уверяет Маркушин.
Отдельного упоминания заслуживает манера езды в пробках. Даже малолитражки в "тянучках" сжигают по 10-12 л на 100 км. Можно сократить потребление до 20%, избегая резких торможений и газа в пол при появлении зеленого сигнала светофора.
Тщательная подготовка
В плане экономии подготовка к движению значит не меньше, чем манера езды. Например, в снегопад можно существенно сэкономить, охладив салон перед тем, как ставить авто на стоянку.
"Если салон теплый, авто сильно обледенеет. Утром, чтобы растопить снег потребуется значительное время. Если на пару минут вечером оставить открытой дверь салона, снега налипнет гораздо меньше",- советует директор школы водительского мастерства "Рега" Тарас Рега.
Кроме того, Маркушин не советует прогревать машину перед началом движения длительное время. "Достаточно прогреть двигатель 30 с на холостом ходу и 5-10 мин спокойного движения. На современных авто применяются смазочные материалы, которые разогреваются очень быстро", - говорит он.
Также Маркушин не советует злоупотреблять холостым ходом при остановках. По его словам, за 10 секунд холостого хода автомобиль расходует больше топлива, чем при начале движения. Поэтому в пробке, где уже "никто никуда не едет" или при ожидании посадки пассажиров экономнее будет заглушить авто.
Водителям со стажем, начинавшим свою автокарьеру еще на старых авто с карбюратором, следует отвыкнуть от привычки газовать при пуске двигателя. Прогазовка была нужна, чтобы закачать топливо в карбюратор. На современных моделях с прямым впрыском она не нужна. Заводить машину следует вообще не касаясь педали газа.
Мал дроссель, да дорог
Потребление топлива напрямую зависит от технического состояния авто. Главные узлы - свечи, нагар на которых ухудшает сгорание топлива и топливные фильтры. Учитывая низкое качество украинского топлива, их рекомендуют менять несколько чаще, чем указывает производитель. Не стоит забывать и о регулярной замене масляного и воздушного фильтра. Их засорение снижает мощность двигателя, а значит - увеличивает расход.
Впрочем, в прохождении ТО есть свои нюансы. "Иногда достаточно почистить дроссельную заслонку (устройство, которое контролирует подачу воздуха в двигатель), чтобы снизить потребление топлива на 10-15%. Эту процедуру нужно проводить каждый сезон. Но мастера очень не любят чистить дроссели - добраться к заслонке тяжело, а стоит чистка немного, в районе 150 грн", - делится секретами автослесарей владелец СТО "4х4 УАЗ" Юрий Лещенко.
Кроме того, Маркушин советует требовать от автослесарей регулярной проверки состояния клапана рециркуляции картерных газов PCV. В старых авто этот узел часто становится причиной повышение потребления.
Не стоит забывать и об аэродинамике - ненужный багажник на крыше, поломанные бампера и спойлеры ухудшают аэродинамику авто, значит - увеличивают потребление топлива.
Еще 5-7% можно выиграть, накачав шины близко к максимально допустимым значениям. По возможности нужно использовать штатные - узкие колеса. Контакт с дорогой, а значит трение будет меньше. Серьезно увеличивает расход и стертый протектор за счет более сильного трения.
Естественно, внедорожник никакими ухищрениями не превратить в малолитражку, но уменьшить потребление на 15-20% за счет грамотного вождения и обслуживания авто вполне реально. А это значит, что как минимум каждая шестая заправка будет по сути бесплатной. Экономия - на лицо.
Выбираем самое экономичное авто
Помним, что чем меньше - тем ниже потребление за счет меньшей инерции.
Тип кузова
Седан
Плюсы:
-низкое потребление на трассе за счет хорошей аэродинамики.
Минусы:
-низкая вместительность багажника.
Хетчбек
Плюсы:
-низкое потребление в городе за счет меньшей массы, чем у седана аналогичной вместительности.
Минусы:
-посредственная аэродинамика.
Двигатель
Дизель
Плюсы:
-потребление 4-6 л, экономия минимум 30% по сравнению с бензиновым авто такой же массы;
-долговечен.
Минусы:
- требователен к топливу;
- не любит частых стартов и остановок.
Инжектор объема менее 1300 куб. см
Плюсы:
-относительно дешев в обслуживании;
-неприхотлив к топливу.
Минусы:
-потребляет от 6 л, значительно больше чем дизель;
- малая мощность, при обгоне бензиновая "малолитражка" потребляет больше авто представительского класса.
Трансмиссия
Роботизированная передача
Плюсы:
- современные "роботы" обеспечивают передачу крутящего момента двигателя без разрыва потока мощности;
- применение такой коробки обеспечивает снижение расхода топлива и хороший разгон.
Минусы:
- дорогой ремонт.
Мануальная коробка передач
Плюсы:
- дешевый ремонт.
Минусы:
- экономичное вождение требует навыков.
Круиз-контроль
Плюсы:
- экономия топлива за счет ограничения ускорений незаметных человеку.
Минусы:
- опция существенно удорожает авто.